Ушаков, И. Ф. Кольская старина : документальные очерки / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1986. - 187, [2] с. : ил.

1. Реформа Никона I - ' марта 1653 года патриарх всея Руси Никон разо- 1 Л / I слал священникам «память» о поклонах и трое- і I £1 перстии — инструкцию об изменении обрядов I 1 в русской церкви. Затем последовало распоряже­ ние о введении новопечатных богослужебных книг, ис­ правленных по греческому образцу. Патриарх хотел ус­ транить различия в русском и греческом богослужении. Менялась не религия, а символические действия при моле­ ниях, например: велено было креститься не двумя, а тре­ мя пальцами, класть не земные, а поясные поклоны. Вво­ дилось новое написание имени Христа: не «Исус», а «Иисус», и так далее. Реформа проводилась по инициативе правительства и имела целью поднять авторитет церкви и сблизить Р о с ­ сию с Украиной и православным населением Балкан. Средневековый человек воспитывался церковью в ду ­ хе строгого соблюдения «божественных» правил. Он искрен­ не верил в загробную жизнь и видел смысл своего земно­ го существования в «спасении души». Спасти душу — з н а ­ чило избежать вечных мук в аду, уготованных грешни­ кам — людям, нарушающим предписания церкви. В глазах верующих реформа Никона походила на свя­ тотатство — поругание исконных обычаев, закрепленных постановлением Стоглавого собора 1551 года. Она глубо­ ко взволновала русское общество, вызвала ожесточенные споры и сопротивление видных церковных деятелей (Авва­ кума, Ивана Неронова, Даниила и других). Под нажимом властей основная масса православного населения приняла реформу Никона, но часть духовных и светских людей отвергла нововведения патриарха как еретические, осталась верной «древнему благочестию». 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz