Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

С 1912 года на Кольском Севере обозначился новый подъем классовой борьбы. Участились неповиновения властям. Рабочие стали предъявлять требования заводчикам. 18 августа 1912 года И. И. Рейниус продал Дровяное со сгорев­ шим осенью 1909 года заводом своему соотечественнику А. Э. Бер- грену, владельцу лесопильного завода в Ковде. Возросший спрос на пиломатериалы побудил нового заводчика расширить пред­ приятие. Вместо двух рам он поставил три быстродействующих, благодаря чему стало возможным распиливать на доски до 120 тысяч бревен в год. Численность рабочих достигла 140 человек; кроме того, на заготовке леса было занято 200 человек и 70 ло ­ шадей. Пильщики на рамах работали с максимальной нагрузкой. Там, где по затра т ам труда требовалось иметь четырех человек, стояло три и д аже два. Жестокая эксплуатация, грубое обращение приказчиков-шведов, ненормальные условия быта вызывали возмущение рабочих. Утром 29 июля 1914 года пильщик П. Е. Лобанов остановил раму и при­ звал рабочих к забастовке. Его поддержали откатчики досок И. С. Долгобородов и В. А. Лукошков, которые пошли в другие места агитировать рабочих за общее выступление. Собравшись в цехе, забастовщики составили условия, на которых они согласны возобновить работу (23 пункта). Они потребовали увеличить з а ­ работную плату на 20 процентов, снизить цены на продовольствие в заводской лавке, для облегчения труда пильщиков поставить дополнительных рабочих, устроить медицинский пункт, улучшить бытовые условия жизни, оплачивать обратную дорогу в случае расчета рабочих до истечения срока найма, устроить библиотеку «с выпискою современных книг, газет и журналов», не преследо­ вать рабочих за участие в забастовке. Кольская и александровская полиция совместными усилиями арестовала четырех руководителей забастовки и отправила их в Архангельск как нарушителей спокойствия. Из заработка всех участников забастовки администрация сделала вычет за один «прогульный день». Неподготовленная стачка окончилась неудачей, но само ее возникновение свидетельствовало о росте недовольства рабочих и стремлении их к борьбе с угнетателями. 15. НАВСТРЕЧУ ОКТЯБРЮ начале XX века улучшились транспортные связи Колы с внешним миром. В 1903— 1905 годах была построе­ на гужевая дорога от Кандалакши до озера Имандра (32,7 версты), а в 1905— 1907 годах — от Имандры до Колы (95 верст) шириною в двенадцать с лишним 91

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz