Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
С 1912 года на Кольском Севере обозначился новый подъем классовой борьбы. Участились неповиновения властям. Рабочие стали предъявлять требования заводчикам. 18 августа 1912 года И. И. Рейниус продал Дровяное со сгорев шим осенью 1909 года заводом своему соотечественнику А. Э. Бер- грену, владельцу лесопильного завода в Ковде. Возросший спрос на пиломатериалы побудил нового заводчика расширить пред приятие. Вместо двух рам он поставил три быстродействующих, благодаря чему стало возможным распиливать на доски до 120 тысяч бревен в год. Численность рабочих достигла 140 человек; кроме того, на заготовке леса было занято 200 человек и 70 ло шадей. Пильщики на рамах работали с максимальной нагрузкой. Там, где по затра т ам труда требовалось иметь четырех человек, стояло три и д аже два. Жестокая эксплуатация, грубое обращение приказчиков-шведов, ненормальные условия быта вызывали возмущение рабочих. Утром 29 июля 1914 года пильщик П. Е. Лобанов остановил раму и при звал рабочих к забастовке. Его поддержали откатчики досок И. С. Долгобородов и В. А. Лукошков, которые пошли в другие места агитировать рабочих за общее выступление. Собравшись в цехе, забастовщики составили условия, на которых они согласны возобновить работу (23 пункта). Они потребовали увеличить з а работную плату на 20 процентов, снизить цены на продовольствие в заводской лавке, для облегчения труда пильщиков поставить дополнительных рабочих, устроить медицинский пункт, улучшить бытовые условия жизни, оплачивать обратную дорогу в случае расчета рабочих до истечения срока найма, устроить библиотеку «с выпискою современных книг, газет и журналов», не преследо вать рабочих за участие в забастовке. Кольская и александровская полиция совместными усилиями арестовала четырех руководителей забастовки и отправила их в Архангельск как нарушителей спокойствия. Из заработка всех участников забастовки администрация сделала вычет за один «прогульный день». Неподготовленная стачка окончилась неудачей, но само ее возникновение свидетельствовало о росте недовольства рабочих и стремлении их к борьбе с угнетателями. 15. НАВСТРЕЧУ ОКТЯБРЮ начале XX века улучшились транспортные связи Колы с внешним миром. В 1903— 1905 годах была построе на гужевая дорога от Кандалакши до озера Имандра (32,7 версты), а в 1905— 1907 годах — от Имандры до Колы (95 верст) шириною в двенадцать с лишним 91
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz