Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
Чтобы отвести от себя нарекания в бездеятельности и равноду шии к судьбам Русского Севера, представители власти выдвинули «теорию» бесполезности всяких искусственных мер. По их утвержде нию, захирение Колы было следствием бедности края: «...почва в Лапландии климатическими условиями осуждена на бесплодие», горы и болота препятствуют устройству дорог, местность пустын ная, находящаяся на самом краю земли и самой природой обре ченная на прозябание. «Кола не производит ничего, — говорил вице-губернатор А. Я. Софронов. — Строевого леса не имеется. Надеяться, что там разовьется рыбный промысел, чрезвычайно трудно. Где торговле не благоприятствуют обстоятельства, там никакие искусственные меры не помогут!» Хорошо известно, что природа Крайнего Севера сурова. Но трудности освоения Заполярья не помешали советскому народу создать на Кольской земле крупную промышленность, научные центры, многолюдные города. Развитие Севера до революции тормозили социально-экономические условия, господствовавшие в царской России. Капиталисты не проявляли большого интереса к Кольскому Северу, помещичье правительство не принимало действенных мер к подъему рыбных промыслов Мурмана. Местные купцы предпочитали держаться з а старые, испытанные веками методы эксплуатации трудового населения — покрут, ростовщиче ство, спаивание и грабеж. Шли годы. Кола постепенно поднималась из руин и пепла без чьей-либо помощи, созидаемая руками горожан. В 1866 году в Коле числилось 96 частных домов и 734 жителя. Им принадле жа ло 2 крупных корабля, 7 шхун, 3 лодьи, 12 раныиин, 1 плаш коут, 55 шняк, 112 малых карбасов и лодок. В пользовании колян находилось 38 десятин усадебной земли и 44 десятины сенокосных угодий. Скота, по недостатку кормов, держали мало: 5 лошадей, 47 коров, 31 олень и 147 овец (считая и молодняк). Пока на Мурмане существовал вешний промысел, Кола сохра няла значение сборного пункта для многочисленных артелей по- крученников, сходившихся к началу путины со всего Беломорья. Ежегодно через Колу проходило до тысячи рыбаков. Многие коляне до выхода на промысел ремонтировали и строи ли рыболовные суда. «Кольские мастера, — отмечал К. А. Солов- цов, — считаются лучшими в этом деле; большая часть поморов предпочитает заказывать шняки у колян... Удивительна быстрота, с которою строят в Коле эти шняки: сегодня вы видите закладку киля, через час приложены уже штевни и перед вашими глазами, как по волшебству, пришиваются один к другому набои, через 3—4 дня шняка построена, осмолена и приготовлена к спуску на воду, строят же шняку не более двух человек... Ежегодно в Коле изготовляется от 30 до 80 шняк». 5 Кола 65
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz