Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
собия монахам и жил там уже долгое время. Почти все монахи были непригодны для ведения хозяйства (келарь Тихон «совер шенно престарел и очми мало видит», казначей Алимпий, «поро дою и прозванием Лопин... стар же и зрением велми скуден»). Поэтому при продаже семги и китового сала иностранцам «бы вает у них от безлюдства и от похищения... истеря немалая». Д л я поправки дел архиепископ Холмогорский Афанасий по слал в Кольский монастырь нового главу, но вскоре стало изве стно, что «приходят к нему в келью робята невозрастные и но чуют и он с ними пьянствует». По ука зу Петра I в 1701 году мо настырь передали в ведение Холмогорского архиерейского дома, откуда последовал строгий приказ: «Тех монахов, которые живут пьянственно, зазорно и монастырскому имуществу чинят похище ние, — смирять: бить плетьми нещадно». Монахам запрещено бы ло отныне покупать вино, ходить мыться в бани к мирянам; пред писывалось «всякие работы женские» выполнять самим, а женщин «ни для какого дела в кельи не призывать и не пущать». В 1704 году правительство, остро нуждаясь в денежных сред ствах, отобрало у монастыря все угодья и промыслы, назначив монахам на содержание жалованье — 196 рублей в год, а мо настырскую вотчину вместе с крепостными саамами, морскими судами и станами стало сдавать на откуп поморским купцам и промышленникам, — тому, «кто больше даст» в казну платы. Однако хищническое хозяйничанье откупщиков вскоре привело к тому, что «прежнее монастырское строение все сгнило, ловецкие снасти придерж-ались (износились. — И . У.), крестьяне и трудни- ки от скудости разбрелись, и все опустело...». Д л я монашеской братии наступили худые времена. Жалов анье ей сократили до 70 рублей, из хозяйственных заведений оставили скотный двор и водяную мельницу. В 1722 году монахи ж а л о в а лись: «А в Печенгской пустыне денежной наличной казны и хлеб ных запасов никаких нет, питаемся по самой нужде, что с мель ницы вымолотных денег соберется, а иное займуя у добрых лю дей. А платьишком и обувью обдержалися без останку...». Монахи роптали и осуждали Петра I за его новшества. Игу мен Исмаил осмелился даже сказать, что он бы проклял царя за то, что «солдаты в посты и в среду и в пятницу мясо едят». Ис маила схватили, отправили в кандалах в Москву и нака зали там кнутом. После смерти Петра I монастырям возвратили их вотчинные угодья, но с обязанностью нести государственные повинности. Коль- ско-Печенгский монастырь влачил жалкое существование вплоть до 1764 года, когда по закону о секуляризации (передаче государ ству) духовных вотчин он был ликвидирован. На месте мона стыря возникло кладбище. 34
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz