Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
ют брать для тех звериных промыслов на Грумант за доброволь ную плату из числа находящихся здесь присланных на поселе ние». Не исключено, что кто-нибудь из пугачевцев ходил не толь ко на мурманские промыслы, но и на далекий Шпицберген. По иронии судьбы в кольскую ссылку вместе с пугачевцами попал бывший воевода города Осы на реке Каме Федор Пиро говский. В приговоре царского суда говорилось: «Надлежало т е бе, как дворянину, больше других знающему важность присяги, умереть, сохраня верность государыне... иметь к бунтовщику со вершенную ненависть и презрение», но ты «по подлой своей тру сости» встречал его «со знаменем и образами». Сама Екатери на II распорядилась содержать Пироговского «до конца дней» под стражей в одиночной камере как «секретного колодника». Местные власти время от времени подавали сведения о ли цах, находящихся в Коле на поселении. Первым из пугачевцев умер Афанасий Чучков — его имя отсутствует в списке от 1 ма р та 1784 года; затем скончались Петр Толкачев, Тимофей Мясни ков и Панкрат Ягунов. К 1801 году оставалось в живых еще шесть пугачевцев. Александр I, вступив на престол, уничтожил Тайную экспедицию и освободил из заключения и ссылки мно гих осужденных, но пугачевцы амнистии не подлежали. Никто из них на родину не вернулся. Некоторые из пугачевцев имели семьи. Так, Степан Абаляев в 1781 году женился на дворовой крестьянке Анне Степановой, н а казанной кнутом и присланной на поселение из-под Ярославля «за удушение помещицы своей до смерти подушками». У них роди лись сыновья Федор и Никифор. У Ивана Харчова были сыновья Григорий и Петр, у Петра Кочурова — сын Семен. В Коле и Мур манске и сейчас живут их потомки. Особую группу кольских ссыльных составляли донские к а з а ки-иконоборцы (анабаптисты). Они решительно отказывались по клоняться иконам, почитать крест, совершать так называемые «святые таинства» (причащение, крещение и т. д .), а главное — не хотели выполнять распоряжения властей, «отрицали все обя занности, какие налагаются на людей верою и законами». Идеи иконоборцев подрывали основные устои феодального порядка. К а к опасных преступников иконоборцев везли в ссылку под усилен ным конвоем и ставили на поселении под «строгий надзор» с тем, чтобы они не могли «рассевать плевел своего разврата». Коль скому священнику вменялось в обязанность систематически «уве щевать их и отвращать от заблуждения». В первой партии иконо борцев (1778 год) находилось 12 человек, во второй (1798 год) — 10 человек. Среди кольских ссыльнопоселенцев было много крестьян, ко торые в той или иной форме протестовали против помещичьего 25
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz