Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

хватчиков в Заполярье образовался новый административный и экономический район — Печенгский. Наращивал мощности вос­ становленный там медно-никелевый комбинат. Однако дальней­ шее быстрое развитие этого района сдерживало то, что все грузы туда и оттуда перевозились единственным путем — морским: к Никелю не подходили ни железная, ни автомобильная дороги. Прокладывали железную дорогу три строительно-монтажных поезда — СМП-252, СМП-253, СМП-254. Все они разместились в Мурмашах, за короткое время приняли две с половиной тысячи рабочих, в основном молодежи, из многих областей страны. По комсомольским путевкам приехали на заполярную стройку русские Николай Абрамов, Николай Казеев, Иван Чернигов, белорусы Сергей Довкша и Тадеуш Лопатко, литовцы братья Пронас и Ни- подомас Волонтеусы, армяне Роберт Даниелян, Гарникас Нар- карьян, Ашот Саакян, Хешек Хичикян и многие другие их сверст­ ники. Дорогу строили одновременно из Колы и Никеля. Наиболее трудным участком оказался район Моккета. Скалы здесь рвали динамитом. Д в а железнодорожных моста через широкую в нижнем течении Тулому построили за одиннадцать месяцев вместо д в а дц а ­ ти по плану. 15 июля 1954 года по новой дороге пошли первые поезда. А еще через два года дорогу со всеми вспомогательными сооружениями — станциями, депо, мастерскими —- приняли эксплуатационники. В Кольском районе прибавились три новые станции — Пяйве, Нял и Моккет. З а успешный ввод небольшой по протяженности, но нужной д ля края железнодорожной ветки многие строители были удосто­ ены государственных наград. Орденом Ленина награждены н а ­ чальник одного из строительно-монтажных поездов М. В. Соловьев, бригадир бетонщиков И. И. Воронин, машинист автокрана А. С. Кудрявцев, шофер Л. А. Обвинцев. К началу второй послевоенной пятилетки Кильдинский завод выпускал более 50 миллионов красных кирпичей. Но его продук­ ции по-прежнему не хватало заполярным стройкам, которых с т а ­ новилось все больше. Особенно много требовалось строительных материалов растущему комбинату «Апатит». И в 1961 году па ж е ­ лезнодорожной станции Шонгуй, на месте маленького завода, ко­ торый выпускал кирпич-сырец, апатитцы начали строить собст­ венное предприятие мощностью 28 миллионов кирпичей в год. 1 июля 1954 года завод вступил в строй. Около десяти последующих лет т ак и работали рядом два з а ­ вода, выпуская одинаковую продукцию, только к ведомствам при­ надлежали разным. Д л я комбината «Апатит» завод в Шонгуе оставался вспомогательным цехом, находился далеко от него и проектной мощности так и не достиг. А кильдинцы устанавлива­ 11 Кола 161

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz