Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

5. П РЕО Б РАЖ ЕННЫЙ КРАЙ годы третьей пятилетки в Коле и районе нового круп­ ного строительства не предусматривалось. Предстояло налаживать работу уже действовавших предприятий, завершить коллективизацию в сельском хозяйстве, укреплять колхозы и совхозы; среди социальных задач важнейшей оставалась ликвидация неграмотности сре­ ди взрослого населения. Начало пятилетки совпало с важными событиями в жизни страны и Кольского полуострова. 28 мая 1938 года Президиум Верховного Совета СССР принял Указ о преобразовании Мурман ­ ского округа Ленинградской области в самостоятельную Мурман­ скую область РСФСР . К этому времени некогда забытый и з а ­ брошенный край превратился в крупный индустриальный регион страны. Миллионы тонн апатита давал стране комбинат в Хиби­ нах. Строился крупный медно-никелевый комбинат в Монче-тунд- ре. Быстро росли города Мурманск, Кировск, Мончегорск. 26 июня 1938 года при высокой политической активности про­ шли выборы в Верховный Совет РСФСР . Одновременно с событиями большого государственного масшта­ ба оставляли заметный след в сознании людей и примечательные явления местного значения. В июле 1938 года в Коле создается государственная строитель­ ная организация — Колаэлектросетьстрой. Рабочие и служащие ее большей частью жили в райцентре, но местом их работы стала тундра, старый тракт Кола — Кандалакша , вдоль которого они тянули линию электропередачи до станции Оленья. Ее с нетерпе­ нием ждали строители комбината «Североникель» и города Мон­ чегорска, поэтому электросетьстроевцы неделями оставались на трассе, ночевали в палатках, лишь на короткое время во звр аща ­ лись домой, чтобы снова утренними поездами отправиться к месту работы. В поселке Нагорный начал работать райпромкомбинат. В него вошли действовавший ранее небольшой лесозавод (две пилорамы), мебельный цех, гончарный, цех детской игрушки. Кола строилась. Ей тесно становилось в прежних границах, на маленьком пятачке, и новые крепко срубленные дома (каменных все еще не было), окруженные огородами, шагнули за реку Колу, в сторону железнодорожной станции. Но по-прежнему Кола оста­ в алась селением сельского типа. Зато ярко выраженным городским поселком становились Мурмаши. 7 мая 1938 года кольский колхоз «Пробуждение» получил пер­ вую автомашину-«полуторку». Колу с Мурмашами связал авто­ бусный маршрут. Сначала автобусы ходили нерегулярно по р а з ­ 139

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz