Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

солидные запасы глины — около четырех миллионов кубо­ метров. Первым после геологов и проектировщиков па площадку буду­ щего завода поднялся инженер Иосиф Самойлович Шамовский. С холма, поросшего березняком, он увидел черные крыши доми­ шек, прилепившихся на берегу реки. Но, наверно, уже тогда виде­ лись ему и новые, огромные корпуса предприятия. Вскоре приехали первые строители, 120 человек, в основном из Ленинграда. У Киль- динского ручья выстроились парусиновые палатки. К осени в откос, круто падавший к реке, втиснули землянки. Среди новоселов Кильдинстроя были ленинградец Григорий Павлович Карбасов, строивший церкви до революции по всей России Василий Макарович Тяпков (и ему нашлось дело, он учил молодых рабочих). Они, как и сотни других строителей, навсегда связали судьбу с заполярным краем. Грунтовая дорога заканчивалась на полпути к Кильдинстрою, здесь материалы и оборудование перегружали на мотоботы. Одним из них управлял Зосим Казнип, штурвальный и моторист. И он остался на предприятии после пуска. Люди прибывали. Весной принял дела начальник стройки Ни ­ колай Иосифович Варг. Приступили к работе прорабы Людвпг Карлович Кевели, строитель-домеищик, и Гомануил Игнатьевич Ласский, специалист по гражданским сооружениям. Снабжением стал заведовать Николай Андреевич Виноградов. Автотранспортом руководил, не оставляя своей «полуторки», шофер Сергей Алек­ сеевич Воробьев. Летом 1935 года на стройке уже работало более тысячи человек. Зримые очертания приобретала первая обжиговая печь. А кругляки-бревна складывали в большие двухэтажные до ­ ма. Размашисто взбирались на сопки опоры линии электропереда­ чи, потянувшейся сюда от Туломы. Сплачивала, вдохновляла коллектив строителей партийная ор­ ганизация. Торжественно встретили кильдипцев, возвратившихся с подмос­ ковных заводов, где, как они говорили сами, осваивали науку «печь кирпичи». Их назначили начальниками цехов, мастерами, бригадирами; 180 строителей переучивались на кирпичников на месте, без отрыва от работы. Наконец настал день, когда ударница Екатерина Николаевна Карпова отправила в сушильную печь вагонетку с только что сформованным кирпичом. Это произошло 5 декабря 1936 года. А вскоре государственная комиссия принимала завод. Полностью он вошел в строй 1 января 1937 года. Вырос и новый поселок в районе, за которым так и закрепилось название строительной организации — Кильдинстрой. Открылись школа-семилетка (в 1936 году в ней уже училось 236 ребят, работало 10 учителей), 133

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz