Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
солидные запасы глины — около четырех миллионов кубо метров. Первым после геологов и проектировщиков па площадку буду щего завода поднялся инженер Иосиф Самойлович Шамовский. С холма, поросшего березняком, он увидел черные крыши доми шек, прилепившихся на берегу реки. Но, наверно, уже тогда виде лись ему и новые, огромные корпуса предприятия. Вскоре приехали первые строители, 120 человек, в основном из Ленинграда. У Киль- динского ручья выстроились парусиновые палатки. К осени в откос, круто падавший к реке, втиснули землянки. Среди новоселов Кильдинстроя были ленинградец Григорий Павлович Карбасов, строивший церкви до революции по всей России Василий Макарович Тяпков (и ему нашлось дело, он учил молодых рабочих). Они, как и сотни других строителей, навсегда связали судьбу с заполярным краем. Грунтовая дорога заканчивалась на полпути к Кильдинстрою, здесь материалы и оборудование перегружали на мотоботы. Одним из них управлял Зосим Казнип, штурвальный и моторист. И он остался на предприятии после пуска. Люди прибывали. Весной принял дела начальник стройки Ни колай Иосифович Варг. Приступили к работе прорабы Людвпг Карлович Кевели, строитель-домеищик, и Гомануил Игнатьевич Ласский, специалист по гражданским сооружениям. Снабжением стал заведовать Николай Андреевич Виноградов. Автотранспортом руководил, не оставляя своей «полуторки», шофер Сергей Алек сеевич Воробьев. Летом 1935 года на стройке уже работало более тысячи человек. Зримые очертания приобретала первая обжиговая печь. А кругляки-бревна складывали в большие двухэтажные до ма. Размашисто взбирались на сопки опоры линии электропереда чи, потянувшейся сюда от Туломы. Сплачивала, вдохновляла коллектив строителей партийная ор ганизация. Торжественно встретили кильдипцев, возвратившихся с подмос ковных заводов, где, как они говорили сами, осваивали науку «печь кирпичи». Их назначили начальниками цехов, мастерами, бригадирами; 180 строителей переучивались на кирпичников на месте, без отрыва от работы. Наконец настал день, когда ударница Екатерина Николаевна Карпова отправила в сушильную печь вагонетку с только что сформованным кирпичом. Это произошло 5 декабря 1936 года. А вскоре государственная комиссия принимала завод. Полностью он вошел в строй 1 января 1937 года. Вырос и новый поселок в районе, за которым так и закрепилось название строительной организации — Кильдинстрой. Открылись школа-семилетка (в 1936 году в ней уже училось 236 ребят, работало 10 учителей), 133
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz