Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
даленности и бездорожья заготавливать лес могли только спе циально созданные хозяйства. Заготовку п вывозку леса в зяла на себя желе зная дорога. Д ля этой цели в 1927 году в Коле открыли отделение Желлеса. Кон тору его разместили на первом эт аже здания почты. Мурманская партийная организация направила сюда десятки коммунистов. Заместителем начальника по политической части кольской конторы Желле са стал коммунист Александр Сергеевич Ушаков. В сорока километрах от Нотозера организовался крупный леспромхоз. Л е соразработками руководил Николай Иванович Клементьев. Немалый вклад в обеспечение Мурманска лесом вносила моло д еж ь Колы. Юноши и девушки создали свой комсомольско-моло- дежный пункт, он располагался у самой финской границы, на бе регу озера Гирвас, более чем в 200 километрах от Колы. Н а ч а л ь ником лесопункта назначили Ивана Андреевича Шлячкова, з а местителем по технической части — комсомольца Ивана Н а з а р о ва (он окончил лесной техникум). Заместителем по хозяйственной части стал член райкома комсомола Михаил Цыганков, культ- организатором — Яков Синяков. Комсомольцы Геннадий Кочероз п Василий Торвиев возглавили бухгалтерию. Иван Фомин, Михаил Щегольков, Александр Ершов, Федор Ефремов, Изосим Закнмов- ский работали десятниками и бригадирами. Молодежь учили не легкому делу опытные кольские лесозаготовители и сплавщики Степан Лопинцев, Георгий Чертов, Николай Шушерин, Александр Петровский. Немало трудностей выпадало на долю молодежи. Не хватало транспорта. Приходилось экономить продукты. Летом донимала мошкара. Но, как и обещали комсомольцы, к 20 июля 1933 года, в небывало короткий срок, они пригнали в Колу кошели с лесом. В 1930 году на Кольский полуостров перебралась одна из групп ЭП РОН а — экспедиции подводных работ особого назначения. Б а зировалась она в Дровяном (поселок насчитывал тогда около 300 жителей, и большинство их составляли эпроновцы). Новая на Мурмане организация стала поднимать затонувшие суда, а также выполнять аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы в Баренцевом и Белом морях. В 1933 году в Канда л акш ском заливе эпроновцы подняли ледокол «Садко», а у мыса За- хребетного — пароход «Владивосток». Они вернули в строй «Ал- канд», «Хаугланд», «Ямал», «Канин», «Чернышевский», «А. Сиби ряков», «Поной» и другие суда, рыболовный траулер «Мойва», 130-тонный плавучий кран. Все это требовало незаурядного му жества. Но, пожалуй, самой героической страницей в биографии ЭП РОН а стало спасение ледокола «Малыгин» у шпицбергенских берегов. До этого мировая практика аварийно-спасательных работ не зн ала случаев помощи кораблям в столь высоких широтах. 126
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz