Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

даленности и бездорожья заготавливать лес могли только спе­ циально созданные хозяйства. Заготовку п вывозку леса в зяла на себя желе зная дорога. Д ля этой цели в 1927 году в Коле открыли отделение Желлеса. Кон­ тору его разместили на первом эт аже здания почты. Мурманская партийная организация направила сюда десятки коммунистов. Заместителем начальника по политической части кольской конторы Желле са стал коммунист Александр Сергеевич Ушаков. В сорока километрах от Нотозера организовался крупный леспромхоз. Л е ­ соразработками руководил Николай Иванович Клементьев. Немалый вклад в обеспечение Мурманска лесом вносила моло­ д еж ь Колы. Юноши и девушки создали свой комсомольско-моло- дежный пункт, он располагался у самой финской границы, на бе­ регу озера Гирвас, более чем в 200 километрах от Колы. Н а ч а л ь ­ ником лесопункта назначили Ивана Андреевича Шлячкова, з а ­ местителем по технической части — комсомольца Ивана Н а з а р о ­ ва (он окончил лесной техникум). Заместителем по хозяйственной части стал член райкома комсомола Михаил Цыганков, культ- организатором — Яков Синяков. Комсомольцы Геннадий Кочероз п Василий Торвиев возглавили бухгалтерию. Иван Фомин, Михаил Щегольков, Александр Ершов, Федор Ефремов, Изосим Закнмов- ский работали десятниками и бригадирами. Молодежь учили не­ легкому делу опытные кольские лесозаготовители и сплавщики Степан Лопинцев, Георгий Чертов, Николай Шушерин, Александр Петровский. Немало трудностей выпадало на долю молодежи. Не хватало транспорта. Приходилось экономить продукты. Летом донимала мошкара. Но, как и обещали комсомольцы, к 20 июля 1933 года, в небывало короткий срок, они пригнали в Колу кошели с лесом. В 1930 году на Кольский полуостров перебралась одна из групп ЭП РОН а — экспедиции подводных работ особого назначения. Б а ­ зировалась она в Дровяном (поселок насчитывал тогда около 300 жителей, и большинство их составляли эпроновцы). Новая на Мурмане организация стала поднимать затонувшие суда, а также выполнять аварийно-спасательные, водолазные, опытные подводные работы в Баренцевом и Белом морях. В 1933 году в Канда л акш ­ ском заливе эпроновцы подняли ледокол «Садко», а у мыса За- хребетного — пароход «Владивосток». Они вернули в строй «Ал- канд», «Хаугланд», «Ямал», «Канин», «Чернышевский», «А. Сиби­ ряков», «Поной» и другие суда, рыболовный траулер «Мойва», 130-тонный плавучий кран. Все это требовало незаурядного му­ жества. Но, пожалуй, самой героической страницей в биографии ЭП РОН а стало спасение ледокола «Малыгин» у шпицбергенских берегов. До этого мировая практика аварийно-спасательных работ не зн ала случаев помощи кораблям в столь высоких широтах. 126

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz