Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).
1. ВО ЗНИКНОВЕНИЕ КОЛЫ роникновение русских на Кольский полуостров, засе ленный саамами (лопарями), началось в XII веке. Коренные жители края — «терская лопь», — признав власть Великого Новгорода, стали платить ему не большую дань. Кола не являлась первым русским селением в Лоп- ской земле. З а сто лет до возникновения Колы русские крестьяне, жившие на юго-западном побережье Белого моря, переселились на «Терскую сторону» и основали здесь селения Умбу и Варзугу. Русское население, пришедшее в Лопскую землю, по сравнению с коренными ее жителями стояло на более высокой ступени р а з вития: они умели строить хорошие мореходные и промысловые суда, изготовлять из пряжи длинные рыболовные снасти, разво дить скот, ставить бревенчатые дома и водяные мельницы. Русские поселенцы вели торговлю с ранее обжитыми районами Поморья, покупали там сельскохозяйственные продукты, металлы и все необходимое для своего промыслового хозяйства. Терские саамы, заинтересованные в получении ремесленных изделий (топоров, ножей, котлов, капканов, тканей и т. п.) в об мен на пушнину, видели в русских поселенцах выгодных торговых партнеров, быстро сблизились с ними, стали перенимать у них производственный опыт. В 1526 году саамы, жившие в низовьях реки Нивы, по сосед ству с русскими солеварнями на реке Канде, первыми приняли христианство. Вслед за ними, в 1532 году, изъявили желание креститься саамы, жившие по рекам Коле, Туломе и Печенге. Православную веру среди саамов внедряли соловецкие монахи и проповедник Трифон. Плотники, присланные из Новгорода, сру били возле устья реки Колы церковь. Монах Феодорит пытался основать здесь монастырь для укрепления христианской религии среди недавних язычников-саамов. Он собрал в Новгородской земле «братию», привез ее в свою обитель на берегу Кольского з али ва, составил устав монастырской жизни, согласно которому иноки должны были добывать себе хлеб «своими руками», а не путем поборов с новокрещенных саамов. Но монахи вскоре отказались исполнять устав — устроили бунт, избили и прогнали Феодорита, а сами разошлись кто куда. Некоторые отправились к скитнику Трифону, поселившемуся на реке Печенге. Крещение саамов по рекам Коле и Туломе способствовало ознакомлению русских с этой местностью. Однако русского селения 7
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz