Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

Приходилось все время ремонтировать пути и подсыпать балласт. Только в середине августа 1916 года открылось регулярное д виже ­ ние от Семеновской бухты до Кандалакши . Весной 1916 года немецкие подводные лодки возобновили н ап а ­ дения на транспортные суда, идущие к Кольскому заливу. 5 июня 1916 года правительство объявило Александровский уезд «театром военных действий». Д л я охраны морских коммуникаций и прибреж­ ных селений на Мурман стали прибывать боевые корабли и вспо­ могательные суда, из которых сформировали Флотилию Северного Ледовитого океана. У Семеновской бухты (на месте современного рыбного порта) началось сооружение военно-морской базы. В ходе строительства на восточном побережье Кольского з а л и ­ в а возникли поселки железнодорожников станции Мурман, порто­ виков, военных моряков и строителей Базы . По ходатайству ми­ нистра путей сообщения царское правительство 6 июля 1916 года преобразовало их в город, которому присвоило название Романов- на-Мурмане. Торжественное открытие его состоялось 21 сентября (4 октября) 1916 года. На церемонию основания нового города привезли на специальном поезде почти всех жителей Колы. Рома- нов-на-Мурмане стал центром экономической, политической и куль­ турной жизни края. Между тем на железной дороге продолжались работы по соору­ жению станционных зданий, складов, водокачек, мостов, каназ; в ряде мест возвышалось полотно. В Колу прибыло 1164 человека военнопленных — австрийцев, чехов, мадьяр, словаков и немцев, а также русские военизированные команды строителей. 15 ноября 1916 года Мурманская желе зная дорога была сдана во временную эксплуатацию. С открытием сквозного движения на линии Петрозаводск — Мурман исчезла зависимость города Колы от подвоза муки, промышленных изделий и прочего из Архангель­ ска. Мурман получил надежную транспортную связь с Петрогра­ дом. Появились некоторые перспективы развития города как ж е ­ лезнодорожного пункта и морского порта России. Однако дорога вступила в строй со множеством недоделок. Объем земляных работ на линии Кандалакша ■— Кола считался выполненным лишь на 58 процентов. Многое было сделано в спешке, «начерно». Пред ­ стояло временные сооружения заменить постоянными. Дальнейшие работы на дороге официально именовались «достройкой». Зима 1916/17 года принесла Коле и ее временным обитателям новые лишения. На Мурмане царил режим грубого насилия и по­ лицейского произвола. «За малейшую провинность или невыполне­ ние урочных заданий, — вспоминал землекоп В. И. Репин, — н а ­ лагались штрафы... Рабочие трудились без всякого интереса. Среди строителей дороги накапливалось недовольство безудержной эксплуатацией, сверхчеловечески напряженным темпом работы». 7 Кола 97

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz