Ушаков, И. Ф. Кола / И. Ф. Ушаков, С. Н. Дащинский. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1983. - 191, [2] с. : ил. - (Города и районы Мурманской области).

В навигацию 1915 года в Колу из Архангельска завезли сотни тысяч пудов разных грузов, в том числе продовольствие и фураж . Тем не менее на десять тысяч рабочих Кольского строительного участка продуктов не могло хватить до открытия следующей н а ­ вигации. Вместо мяса доставили тухлую солонину, две тысячи пу­ дов картофеля и лука были переморожены, а мука подмочена. Надвигалась тяжелая , полная лишений трудовая зима. В ок­ тябре, несмотря на все препятствия, из Колы уехало 1650 рабочих. Исправник Л. Э. Паршенский секретным рапортом от 22 октября 1915 года доносил: «Дело постройки Мурманской железной дороги продвигается медленно... Антисанитарное состояние жилищ, плохое питание, грубое обращение и неудовлетворение сполна платою, необращение внимания дорожной администрации на заявления рабочих заставили последних уезжать на родину сотнями, не счи­ тая больных и неспособных... Сена и овса нет. Лошади от голода околевают... Паровоз ходит от Семеновой бухты по направлению к г. Коле верст на 4—5 и от села Кандалакши — верст до 50...» Правительство приобрело з а границей часть необходимого про­ довольствия и обмундирования, а также привлекло к строительству дороги английскую фирму Френча, которая в конце октября 1915 года доставила в район Колы 600 рабочих-канадцев. Но последние из-за «отсутствия культурных удобств жизни и привычной пищи» работали плохо, в дождливые дни отсиживались в помещениях. З а три месяца они уложили всего лишь 9,6 километра пути. Конт­ ракт с фирмой пришлось расторгнуть. В начале 1916 года поездами через Финляндию, Швецию и Норвегию, а затем от Нарвика до Семеновской бухты морем, на пароходах, приехало 6700 русских мужиков. Сооружение железной дороги продолжалось ускоренными темпами, несмотря на морозы, заносы, нехватку продуктов, одежды и транспортных средств. На стройке свирепствовали цинга, дизентерия, кое-где сыпной тиф. В Коле находились лечебница с семью медицинскими работниками и два приемных покоя, а также бараки-изоляторы для заразных больных. Более восьми процентов находившихся на стационарном лечении больных умирало, многих эвакуировали в Архангельск. 23 апреля 1916 года была закончена укладка рельсов на всей линии от Колы до Кандалакши. По этому поводу в Кольском со­ боре железнодорожная администрация устроила торжественный молебен. Но до завершения всего строительства было очень далеко. Весеннее половодье привело в негодность большие участки дороги. У железнодорожного моста близ Колы возник затор льда, кото­ рый 7 мая взорвали динамитом. Потоком хлынувшей воды две ряжевые опоры моста сдвинуло с места и опрокинуло, а третья покосилась. Насыпанное зимою полотно железной дороги оседало, поезда ходили по десять верст в час и нередко падали под откос. 96

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz