Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
тресковый жир (по терминологии того времени — «сало»), ворвань. После основания Архангельска (1584) торговля привозными русскими товарами сосредоточилась на Двине, а на Мурмане разрешили продавать иноземцам только мест ные товары. Торговый оборот кольского порта резко сокра тился. Тем не менее царская казна в течение XVII века получала в виде пошлин с иноземцев доход, превышав ший затраты на содержание в Коле стрелецкого полка. В 1695— 1698 годах в приказ Большой казны поступило с проданных на Мурмане рыбы и сала торговых пошлин 12 005 рублей 97,5 копейки, в среднем более 3000 рублей в год. Иноземцы платили за русские товары серебряной валю той, в которой очень нуждалось Русское государство. Так, в 1698 году государев доход по Кольскому острогу составил 3908 рублей 48 копеек «таможенных и десятинных денег», из них получено ефимками 3275 рублей, в том числе: по шесть процентов с явочных денег и по два процента с отвоз- ных — 234,5 ефимка; десятое «за продавцов» с рыбы — 5356 ефимков и с трескового сала — 959,5 ефимка. В начале XVIII века ефимок, принимавшийся «за полтину», факти чески стоил в России рубль. Основными центрами торговли на Мурмане являлись Корабельная пристань у Цып-Наволока (полуостров Рыба чий) и Кола, куда накануне войны приходили за рыбой и салом пять—шесть, а иногда до десяти кораблей в год. Нападение шведов на Русский Север в 1701 году и запрет поморскому населению выходить на морские промыслы привели к сокращению вылова рыбы и производства жира. Весной 1703 года на Мурман прибыло только четыре ино странных судна. Первым в Колу явился корабль скупщика семги Андрея Нейха. На нем находились двое юных русских матросов, которых в числе ста пятидесяти человек в 1702 году отпра вили из Архангельска в Голландию «для науки и зиму жили в школе, грамоте учились». Они сообщили: «как вышли из Амстердама, видели на море по знаменам 20 свейских кораблей и шли вместе тихою погодою двои сутки, а как пришла буря великая... их разнесло... и слышели, что те корабли хотели итти к Архангельскому городу». Это тре вожное известие побуждало усилить бдительность и уско рить обновление укреплений Кольского острога. 84
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz