Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Палкиной губах и в Колвице. Отчет 17 ноября 1724 года показывает дальнейший упадок монастырского хозяйства. Единственная «варница соляная, в которой пред сего варили соль, ныне за хлебною скудостью стоит впусте. А вотчин и пахотных земель и крестьян за Кандалажским монастырем нет». По ревизии 1722 года числится у монастыря «одна душа», наемных работников — семь человек. Имеется сойма мореходная со всею снастью — «ветхая». На мурманские промыслы посылается один карбас, выловленную рыбу про­ дают в Архангельске, а на вырученные деньги покупают «хлебные запасы на монастырской обиход четвертей (кулей) по 35 и по 40». Семги вылавливалось в год на сорок пять рублей. На речке Лупце работала мельница «на одном поставе», давала дохода два рубля двадцать пять копеек в год, «а иных доходов никаких, сверх объявленных, в Кан­ далакшском монастыре не бывает, понеже других торгов и промыслов нет». Для собственного потребления ловится озерная рыба; сена снимается в год до ста возов, имеется пять коров и бык, шесть лошадей, пятнадцать езжалых оленей. Строения в монастыре: «церковь теплая с трапезою да колокольня на рубленом анбаре, да пять келий ветхих, два анбара хлебных... двор конюшей ветхой... двор коровей ветхой. А около монастыря ограды никакой нет». Монас­ тырь не избавлен от мирских повинностей: «с помольных денег платит в Кольскую канцелярию четвертую долю... подводы ямские ставит с кандалакшскими крестьянами вряд» (одинаково). Трудовые силы монастыря были ничтожны. По переписи 1710 года братии числилось восемь человек — игумен Павел, сорока четырех лет, и семь других пожилых монахов. В двух бобыльских дворах насчитывалось десять душ мужского и семь душ женского пола. «Деловых людей 5 человек: двое на поварне, которые на братью пищу варят, и трое на скотном дворе». Сверх того, «живет для зимних государевых подвод наемный лопин». В петровскую эпоху в духовной жизни возобладало светское начало. Монашеская жизнь, особенно в бедных монастырях, стала малопривлекательной. Притока молодых людей в скудную Кандалакшскую обитель не наблюдалось. Монастырь по-прежнему пользовался рядом привилегий, получал ежегодное казенное пособие в двадцать три рубля 49

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz