Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Древнерусская летопись наставляла: «Велика бывает польза от учения книжного, ведь книги показывают и объясняют пути покаяния, ибо мудрость обретаем и воздержание в словах книжных... ими мы в печали утешаемся». Обучали грамоте обычно по Псалтыри, но нередко использовались и другие богослужебные книги. В Архан­ гельском хранилище древних книг находился Требник, на­ писанный в начале XVI века и принадлежавший некогда Кандалакшскому монастырю (пособие священника, содер­ жащее молитвы бытового характера: на освящение нового дома, на сохранение здоровья, на защиту от стихийных бедствий, а также для совершения различных таинств). На кандалакшском Требнике сделана запись молитвы на учение грамоте: «Господи!.. Настави раба своего (имя рек: называ­ ется имя. — И. У.), научи его псалмов книжных, яко ты еси, отверзая ему очи...» и т. д. Эту молитву, вслед за учителем, произносили ученики, приступая к занятиям. Со времени основания обители в Кандалакше существо­ вала общебратская библиотека. Кроме того, книги имелись и в личной собственности монахов. Число книг в монастыр­ ской библиотеке постоянно росло. Отчасти ими пользова­ лись и сторонние читатели. Показателен случай, происшед­ ший в 1682 году. В Коле за раскол посадили в тюрьму нескольких стрельцов. Им грозило сожжение на костре. Вскоре двое ожидавших сурового приговора исчезли. При выяснении обстоятельств бегства оказалось: воевода разре­ шил им поехать за дровами вверх по Туломе, а перед тем «ссыльной стрелец Пронька Ледуношников стольнику и воеводе Василью Эверлакову писал книгу Гранограф, а списывал с книги Кандолажского монастыря». Интересная деталь: грамотного раскольника воевода выпустил из тюрь­ мы для изготовления копии Хронографа — крупного сочи­ нения по всемирной истории, с книги, принадлежавшей Кандалакшскому монастырю. Одни книги предназначались для чтения вслух во время богослужения в церкви, другие — душеспасительные и общеобразовательные — для келейного чтения. По описи 1705 года в монастырской библиотеке числи­ лось сто пятьдесят восемь книг, из них восемьдесят восемь находились в церкви Рождества Богородицы. Любой храм располагал обязательным набором церковнослужебных 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz