Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

отмечается: «Во оно же время и славнии в терпении стра­ дания старцы Сила и Алексей в Кандалашстем монастыре заточение за древле церковное благочестие терпяху. К ним же вся страна Помория стицахуся (стекалась. — И. У.) о бла­ гочестии вопрошениих» (спрашивающих). После подавления Соловецкого восстания интерес к учению раскольников не только не ослаб, а еще более усилился. Соловецкие мученики в сознании местного насе­ ления стали героями, борцами за истинную веру, о них пели духовные стихи. Находившиеся в Кандалакше Сила, Алексей и Федор продолжали свою деятельность. В сборнике раскольнических произведений «Виноград Российской» говорится: «От всех берегов морских людие ко оным с великою ревностью все- радостно течаху: от сих о древнем благочестии просвеща- хуся слышанием, от сих добродетельному житию научахуся...» В феврале 1679 года новгородский митрополит Корни- лий получил донесение о том, что в Кандалакшском монас­ тыре «Силка да Алешка православным христианам чинят великий раскол и смятение, да Кандалакшского монастыря поп Степан новоисправленного печатного служебника не принял и старого служебника и деревянных сосудов не отдал», что посланных митрополитом лиц «для дозору цер­ квей в церковь божию они не пустили». Вскоре из Новгорода пришло предписание: «Раскольников Силку и Алешку зако­ вать в кандалы, посадить в земляную тюрьму и держать за стражею, чтоб они не ушли, и никого к ним не пропущать, чернил и бумаги им не давать, и чтоб они впредь какова расколу не чинили. А попа Степана за ослушание выслать в Новгород, в судный приказ, с нарочным тотчас...» Сила, Алексей и Федор находились в заточении в Кан­ далакшском монастыре около сорока лет. Вместе с ними в земляной тюрьме содержался раскольник Иеремия Горлов, родом из Кемской волости. В 1697 году их перевели в Хол- могоры, где Сила, Алексей и Иеремия уморили себя голодом. 6. УЧЕНИЕ КНИЖНОЕ До возникновения школ монастыри являлись рассадника­ ми грамотности. Чтение книг считалось богоугодным делом. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz