Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

обличаше бесчинствующих иноков, паче же самого игумена, о пьянстве и различных неисправлениях». Кандалакшские монахи решили погубить обличителя угаром: «Истопиша убо келию его и сотвориша зело чадну, и в ней Иоанна затво- ривше и заперше, отъидоша, да умрет от того». Но кто-то ночью пробрался к келье, открыл дверь, и затея не удалась. С помощью сторонников Неронов поддерживал связь с друзьями и женой. 4 апреля 1655 года он отправил в Москву послание с пояснением: «Я сие тайно писал, потому что... велено меня держать в цепи и в железах и чернил не давать». Заточение Неронова в Кандалакшском монастыре дли­ лось одиннадцать месяцев. 10 августа 1655 года, «в четвер­ том часу ночи», ссыльный священник и его «дети духовные» Алексей, Сила и Василий сели в небольшой карбас, натя­ нули парус из двух рогож и, гонимые северо-западным ветром, пустились в открытое море. Вскоре поднялась буря, и они едва не погибли. Беглецам удалось пристать к острову и укрыться в прибрежных зарослях. Две погони, посланные из монастыря, не смогли их обнаружить. Отсидевшись в кустах, Неронов с Силой через Соловки отправились в Москву, а Василий и Алексей — в Холмогоры. Узнав о побеге Неронова, патриарх Никон отрешил кандалакшского игумена от службы, а монахов лишил «об­ щения пречистых таинств». Пережив ряд приключений, спутники Неронова — Алек­ сей, Сила и Василий — вернулись в Кандалакшу и стали скрытно проповедовать «древнее благочестие» и всячески порицать новшества Никона. В 1661 году в Кандалакшский монастырь прислали в ссылку ростовских раскольников: портного Богданова, по­ садского Федора Логинова и огородника Постникова. Силы защитников «старой веры» возросли. Наиболее решительное сопротивление реформе Никона оказали соловецкие монахи, которые вступили в вооружен­ ную борьбу с правительственными войсками. Во время Соловецкого восстания (1668— 1676) Канда­ лакшские раскольники, как могли, поддерживали сидевших в осаде бунтовщиков. Кандалакша стала одним из идейных центров раскола. Сюда, к ученикам Неронова, приходило множество людей «вопрошать о вере». В сочинении Семена Денисова «История о отцех и страдальцех соловецких» 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz