Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
вых угодий. — И. У.), которые живут своими дворы, Канда лакшскому монастырю в подмогу, а другую половину тех бобылей отделил в подмогу государевым кандалакшским тяглым крестьянам, которые тутошние, и впредь иные учнут приходити и дворы свои ставити, тех дворовых новых бобылей... им делити пополам». Новопришлые бобыли отписывались монастырю только в «подмогу», то есть «в подводы и в кормы и во всякие государевы доходы тянути им с животов своих в Кандалакш ский монастырь и жити во крестьянах». Кандалакша находилась на перекрестке дорог. Через нее пролегал путь из центра страны в Кольский острог; другой путь вел на Терский берег, в сторону Порьей Губы; иногда приходилось из Кандалакши ездить в лешелопский погост Пяозеро. Ямская гоньба — перевозка служилых людей и казенных грузов — являлась главной натуральной повиннос тью кандалакшан. К несению подводной повинности при влекался и Кандалакшский монастырь. Зимою ездили на оленях, а летом по морю на карбасах, по сухопутью шли пешком, неся кладь на себе. Для ямской гоньбы монастырь держал ездовых оленей. Половину подвод для поездок давал монастырь, другую половину — волость. Это стало обычаем и каких-либо споров между монахами и крестьянами не наблюдалось. Тяжбы происходили при раскладке общеуездных повин ностей, к коим относились сборы на ремонт казенных строений в Коле («городовая поделка») и на содержание мирской («земской») избы. Так, в 1667 году коляне обвиняли кандалакшан в недоплате «всяких земских расходов, в подводах и в кормах», утверждая, что доходы те имеют большие, потому что «кандалакшские луки кольских луков лучше, и на тех кандалакшских луках сенные покосы и леса добрые... да у них же на тех луках стоят пять варниц соляных» . В свою очередь кандалакшские старцы доказы вали, что коляне имеют уловистые семужьи тони и заборы и живут не хуже кандалакшан. Другие монастыри на Кольском полуострове являлись феодалами. Свои вотчины имели Соловецкий, Кирилло-Бе- I В 1646 году монастырь отправил в Вологду на продажу 34 733 пуда соли — четверть общего привоза! 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz