Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

ники получили приказ грабить и истреблять на севере России все, что можно. Первый удар шведы нанесли по Кандалакше. Они напали на нее 26 мая 1589 года. Соловецкая летопись сообщает: «Того же году на Петрово заговейно (начало поста. — И. У.) в ночи приходили немецкие люди (иноземцы. — И. У.) к морю в Кандалашскую волость и на монастырь на Канда- лашской. И в монастыре братию и в волости всех людей присекли (порубили мечами. — И. У.), а иные в реце тонули, и монастырь, и церковь и волость пожгли и животы (иму­ щество. — И. У.) поимали все, а людей побили 450 че­ ловек». В июне и сентябре шведы и финны разграбили и час­ тично выжгли Ковду, Княжую Губу, Умбу, Порью Губу и другие поморские селения. 30 ноября того же года они разгромили Печенгу, уничтожив всех монахов и работных людей, и лишь под Кольским острогом в начале 1590 года потерпели поражение. Кровавая сеча, устроенная шведами в 1589 году в Кан­ далакше, — самая трагическая страница дореволюционной истории села. Подробностей о массовой гибели людей не сохранилось. Писатель Василий Немирович-Данченко, буду­ чи в Кандалакше в 1873 году, слышал следующее предание: «Богатая была обитель. Братии больше трехсот человек считалось. Богачества — нивесть сколько. Счету в нем монахи не знали. Что утвари этой, что злата, камения самоцветного и не перечесть! Скота, угодий... Стояла, это, стояла обитель — и вдруг прошел слух, что швед идет на нее. Иноки сей час скот угнали в горы, сокровища свои все зарыли, колокола бросили в реку и завалили их каменьями... Потом стали молиться Богу. Ждать-пождать. Приходит враг. В обители литургия шла. Швед этому не внял. Всех иноков перебил. Священник выходит с дарами — его рогатиной, дьякона тоже. Только старца одного придушить забыли, так Господь ему такую силу дал, что после он один всех триста иноков схоронил и сам на засыпанной могиле помер. Мо­ настырь шведы сожгли и убрались восвояси». Предания, переходя из поколения в поколение, как правило, утрачивают первоначальную правдивость, обраста­ ют домыслами. Но, сомневаясь в достоверности преданий, нельзя полностью игнорировать их содержание. Прошло 36

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz