Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

ядовитых), поджаренном стручковом перце, окрашивался куколем. Опиум Мурмана [31, с. 83]. Отрава, называемая ромом [7, с. 19]. Рубль заживной. Первый задаток. Выдавался при найме работника на предстоящие промыслы при заручке (устном соглашении с подъемщиком) как знак поступления в покру- ченники. Рубль запивной. Дарственные деньги. Давались не в рас­ чет каждому работнику при отправке на промыслы из своих селений [19, с. 32]. Рюрик. Приспособление на семужьем промысле: лест­ ница, с которой смотрят, не попала ли рыба в сеть; на рюрик же вынимается сеть с застрявшей в ней рыбой [48, с. 345]. С Сайва. Амбар на столбах [65, с. 90]. Сайпа. Кипяченая с золою ворвань, заменяющая у ло­ парей мыло [55, с. 152]. Свершонок. Вознаграждение кормщику, сверх его пая, за искусство, честность, старательность и т. д., выдавае­ мое хозяином промыслового заведения [19, с. 32]. Свечная рыба. Жертвуемая на храм. Из первой улов­ ленной рыбы самую большую передают на свечу в церковь [19, с. 79]. Себрия. Артель для добычи наживки. В нее входят от 8 до 12 кормщиков. Они бросают жребий, кому в которую очередь ехать на лов мойвы. Ездят в очередной шняке по одному человеку со всех состоящих в себрии судов. Мойву делят поровну [36, с. 42]. Седиток. Ловец семги ставной сетью — гарвой. А тон­ ного седитка к себе в монастырь увезли (1662 г. — СМ, с. 103). Сейт. В языческих верованиях лопарей — хозяин мест­ ности, дух, обычно враждебно настроенный к пришельцам в его владения. Чёрта лопари называли «сейт»... Сейта лопари представляют как существо невидимое... Обитают в скалах, ущельях [85, с. 22 — 24]. Сельга*. Жердь в заборе [84, с. 8]. 394

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz