Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

чику Ивану Кондратьеву в апреле 1753 года: «тамошних обывателей крестьян и лопарей с выборным от них Сидором Русиновым, кто окажутся в непослушании ...при собрании других смирять на теле наказанием батоги, по вине смотря, без упущения...» Предписание не делало различия между лопарями и русскими. И те и другие были одинаково бесправны. Путешественники XIX века оставили много свидетельств о дружбе русских тружеников и лопарей. Приведу лишь некоторые. Выдающийся этнограф Сергей Васильевич Максимов, побывав в 1856 году на Кольском Севере, отмечал: «Миро­ любивым характером дышат все отношения лопарей к рус­ ским... Патриархально-гостеприимный в своей веже, лопарь в сношениях своих с русскими любит заводить тесную дружбу, род братства, одним словом, любит блюсти вековой обычай крестования. Угодит в чем-нибудь, понравится чем- нибудь, угостит хорошо или даст выгодную плату за промы­ сел давний лопарский знакомец-помор — лопарь не замедлит предложить ему покрестоваться, то есть обменять­ ся крестами, сделаться крестными братьями. Лопарь, по свершении обряда обмена крестов, дарит «крестовому» все, что есть у него лучшего: лучший олений мех, лучшую звериную шкуру — бобровую или черно-бурой лисицы. Крестовый русский должен, в свою очередь, отдарить, чем может, своего крестового брата — лопаря... Лопари охотно и часто выселяются ближе к русским селениям... охотно, особенно в последнее время, они женятся на русских девуш­ ках». Коляне в разговоре с С. В. Максимовым очень уважи­ тельно отзывались о лопарях: «Это добрый народ, — говорили они. — Грех обижать лопаря». Вспомним попутно, как западноевропейские колониза­ торы тысячами истребляли индейцев Америки, устраивали охоту на чернокожих жителей Африки. Ничего подобного в России не было. Русские всегда терпимо относились к верованиям и обычаям «инородцев», вступали с ними в браки в Поволжье, Сибири, на Севере — всюду, где они селились в инородной среде. Только на почве добрососедства могли сложиться взаи­ моотношения, которые наблюдал писатель Василий Ивано­ вич Немирович-Данченко, посетивший летом 1873 года 375

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz