Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
Действительно, жизнь лопарей была не из легких, так же как и жизнь русской трудящейся массы, жестоко притес няемой и эксплуатируемой разного рода угнетателями. Лопари и русские совместно боролись со своими разо рителями и мучителями. В 1698— 1699 годах население Кольского уезда выступило против воеводы Ивана Воронец кого. В составлении челобитной царю участвовали «Канда лакшские волости земской староста Лаврушка Кондратьев и с мирскими людьми... да Кольские волости земской староста Тимошка Лодейкин и с мирскими людьми, да лопских погостов лопаришка Нотозерского погоста земской староста Ивашко Рошков да Сонгельского погоста земской староста Матюшка Иванов с мирскими людьми...» Лопари жаловались: «нас же, сирот твоих, лопаришок, он, воевода, розоряет и грабит силою нахвально... вымучил 50 рублев». Когда один из жалобщиков оказался в Коле, Воронецкий послал денщика Ивана Лылова «взять лопина в приказ», но стрелец Елфим Домрин заступился и «того лопина у него, Ивашка, отбил и в приказ весть не дал». Ответа на первые челобитные не последовало. Тогда жители Колы отправили к Петру I новых челобитчиков — посадского человека Антипу Аврамова и лопаря Артемия Миклюка, которые заявили, что они проберутся «к Москве... сторонними дорогами», минуя расставленные воеводой ка раулы. Воронецкий был отозван с воеводства. В Поное русские крестьяне и лопари жили в одном селении, в вотчине Воскресенского и Крестного монасты рей. В 1731 году лопари выбрали поверенных — русского Сидора Русинова и лопаря Василия Бородина, которых послали в Москву, к императрице Анне Ивановне с челоби тьем о том, чтобы терским, понойским и иокангским лопа рям быть «с черносошными крестьянами в равенстве», то есть избавиться от монастырской власти. Ничего не добив шись, Бородин вернулся в Поной, а Русинов по доверенности лопарей продолжал ходатайствовать в Петербурге, где про был более года, пока Правительствующий Сенат не отклонил его прошение. Монахи с досадой писали, что смутили «простяков лопарей» русские жители Поноя — «многие грамоте умеющие», особенно «наилучший коварник, грамо те читать и писать художной Сидор Русинов». О том, как обращались монахи со своими крепостными, можно судить по инструкции, данной понойскому приказ 374
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz