Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Терский берег. Предприимчивых новгородцев влекли сюда добычливые промыслы семги, жемчуга, морского и лесного зверя, а также выгодная торговля с лопарями. В середине XV века в землях Терской Лопи появились русские селения Умба и Варзуга. Между русскими поселен­ цами и лопарями установились постоянные торговые отно­ шения. В обмен на пушнину и рыбу поморские торговцы снабжали лопарей всеми необходимыми им товарами. Мос­ ковский посол Григорий Истома, побывавший на Мурмане в 1496 году, сообщал: «Лопари охотно допускают купцов, которые привозят им платье из толстого сукна, а также топоры, иглы, ложки, ножи, кубки, муку, горшки и другое в том же роде». Благодаря общению с русским населением хозяйство лопарей утратило первобытную натуральную ос­ нову. Они стали пользоваться более совершенными орудия­ ми труда и предметами домашнего обихода. Миролюбивые русские крестьяне были не только выгодными торговыми партнерами, но и арендаторами пустовавших угодий, за пользование которыми они платили ремесленными изделия­ ми и сельскохозяйственными продуктами. Во время голодо­ вок лопари могли получить у них ссуду хлебом и тем самым иногда спасались от смерти. Неоднократно лопари вместе с русскими отражали набеги скандинавских грабительских шаек. Русские поселенцы ценили лопарей за их честность, дружелюбие, готовность прийти на помощь. В 1526— 1533 годах лопари, жившие по рекам Ниве, Коле и Печенге, приняли крещение в «русскую веру» и стали исполнять православные обряды. Их креститель Феодорит так отзывался о своих «детях духовных»: «Людие зело просты и кротцы и отнюдь всякого лукавства неискусны». Лопари, хотя и сохраняли веру в языческих духов — сейдов, довольно скоро, следуя примеру русских, утвердились в новой религии. Уже Феодорит отметил: «Ко спасенному пути тщаливы и охочи зело». Знаком принятия христианства стало ношение на шее металлического крестика. Единство веры способствовало дальнейшему сближению русских и лопарей. Участились браки между ними, поездки в гости, совместная работа на промыслах. Уже в XVI веке возник обычай крестования — лопарь и русский менялись нательными крестами и становились «крестными братьями», после чего лопарь являлся вечным 371

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz