Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

пищи не имеют, и от подвод пришли в крайнее разорение». Не лучше дело обстояло и в соседнем Кильдинском погосте, в котором насчитывалось тридцать две души («олени выпали, а иных звери приели»). Уездная канцелярия предписала выслать подводы на Кольский ям из дальних погостов: пятнадцать оленей из Вороньинского, тридцать — из Семи­ островского, сорок восемь — из Терской Лопи (Иоканги и Поноя), а людей на каждую подводу — по два человека. Всю зиму лопари возили на своих оленях казенные грузы и служилых людей между Колой и Екатерининской гаванью (ныне город Полярный). Депутат Уложенной Комиссии семиостровский лопарь Захар Петрович Марков в апреле 1767 года подал губерна­ тору прошение об отмене подводной повинности для даль­ них погостов: за триста—пятьсот верст «олени дорогою выидутсе и худеют, а когда же в подводах начнут на них ездить, тогда весьма оплошают и валятсе, от того нам великие убытки становятсе». Коляне в своем «Представлении» в Уложенную Комис­ сию указывали как на крайнее отягощение поставку подвод «в зимнее и осеннее и вешнее распутные времена в четыре стороны... когда за умалением у них оленей наймуют они посторонних людей с оленями до первого яму, на семьдесят верст, платя... по двадцать копеек на оленя». В наказах лопарей также звучит недовольство ямской гоньбой. Пяозер- цы, например, писали, что они ежегодно платят на содержа­ ние яма в Княжой Губе пятьдесят пять рублей и содержат круглый год одного своего ямщика. В 70-х годах XVIII века Екатерина II отменила ямскую повинность. Дорожные станции стали отдавать с торгов на три года тем из желающих, кто соглашался «гонять подводы» за меньшую плату. Содержатели станций обязаны были иметь условленное число ездовых оленей и лодок для пере­ возки людей и грузов, а также несколько наемных возчиков. Ехавшие по делам службы предъявляли «подорожную» — документ о бесплатном проезде, а частные лица платили «прогоны» по копейке за версту пути (в 40-х годах XIX века — по полторы копейки). Расстояния между станциями были установлены официально: от Колы до Масельга — семьдесят верст, от Масельга до Екострова — восемьдесят, от Екостро- ва до Кандалашки — пятьдесят девять, от Кандалакши до 24 Зак. 78 369

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz