Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Лопари, обитавшие на южном побережье Кольского полуострова, уже давно были втянуты в торговлю с русским населением Поморья, иногда ездили в русские селения и имели некоторые представления о христианстве. Вероятно поэтому монахи довольно быстро склонили лешую лопь к принятию «русской веры», для чего построили небольшой деревянный храм. Ростовская летопись под 1526 годом сообщает: «При- ехаше к Москве лопляне с моря Окияна, из Кандалакшской губы, усть Нивы реки, из дикой лопи и били челом государю и просили антиминса (священная ткань с изображением положения во ф об Иисуса Христа, возлагаемая на престол в алтаре храма. — И. У.) и священников церковь свящати, и просветити их святым крещением, и государь велел архи­ епископу Макарию послати из Новагорода от соборныя церкви священника и дьякона, и они ехавши свящали церковь Рождества Иоанна Предтечи и многих лоплян кре- стиша». Вскоре близ устья реки Нивы стали селиться русские крестьяне, возникла «волость» (село) Кандалакша. В середине XVI века здесь был основан, по всей веро­ ятности соловецким монахом Феодоритом, монастырь, пер­ вые сведения о котором относятся к 7062 (1553— 1554) году, когда царь Иван Грозный пожаловал монастырю семь с чет­ вертью луков промысловых и сельскохозяйственных угодий «для монастырского строенья и для лопского крещенья». Возглавлял монастырь в последующее время «стро­ итель» (настоятель низшего звания) или игумен (в 1581 го­ ду — Питирим). Монастырская братия состояла из полутора десятка монахов. Хозяйством заведовал келарь, отдельными «службами» (промыслами) — приказные «старцы». Рядовые монахи и послушники (те, кто готовился к поступлению в монашеское звание) обычно именовались «слугами» и «служками». Кроме того, в монастырском хозяйстве рабо­ тали по найму миряне (волостные крестьяне) и богомольцы- трудники. Окрестное население поддерживало монастырь своими приношениями. Сохранилась в подлиннике Вкладная книга Кандалакшского монастыря, в которую, начиная с 1563 года, записывали пожертвования жителей. Вот некоторые записи: « П е т а 7 0 7 1. Дал вкладу при строителе Васильи, при священ- 3 Зак. 78 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz