Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
Поскольку число и качество угодий, заключенных в луке, в разных волостях были неодинаковыми, продажная цена лука сильно колебалась. Во второй половине XVI века умбский лук стоил сорок рублей, кандалакшский — двенад цать, ковдский — четыре, варзужский — два рубля. И данью луки облагались соответственно доходности: порьегубский лук — по 66 копеек, кандалакшский — по 20 копеек, вяло- зерский — по 9 копеек, варзужский — по 6 копеек в год. Неодинаковость луков вызывала порой трения и кон фликты между волостями при отбывании совместных повин ностей. Показательна тяжба между жителями Колы и Кандалакши. В 1665 году коляне подали правительству челобитную о том, что кандалакшские крестьяне «живут в избылых... никаких податей не платят, только в год заплатят одну дань с луков своих ...а им, колянам, ничего не помога ют...» Последовал указ: «всякие расходы... развытить по лукам». Когда же кольский воевода Иван Дверкалов разверс тал платежи по лукам, кандалакшские крестьяне заявили, что им по лукам «считатця нельзя», потому что «кандалакш ские луки худые и не промышленые... кандалакшских луков против кольского будет три лука с лишком», а у колян луки «промышленые и тонь на тех луках много, а купят они меж себя на луках тони по 90 и по 100 рублев с лишком...» В ответ на это коляне на очной ставке у воеводы «сказали, что кандалакшские луки лучше кольских луков, потому что на тех кандалакшских луках стоят пять варниц соляных, да у них же на тех луках сенные угодья добрые и лесы добрые ж». Право свободного распоряжения луками довольно бы стро привело к расслоению местного общества и закабале нию бедноты богатеями и духовными феодалами. Во время массовых голодовок, несчастий на море (гибель промысловых судов), повальных болезней и других бедствий к нуждающимся являлись заимодавцы и покупатели луков. Вот один из самых ранних документов — закладная кабала (заемная расписка) 1547 года. Варзужанин Онцифор Кулик взял в долг у Соловецкого монастыря десять рублей, отдав в залог «своего владенья лук по старой описи», а по последней переписи «то угодье» написано как два лука. Сюда входили «рыбные ловищи в морских тонях и в Варзуге реке и на Мурманском и на Поли с пожнями и с лешими (лесными) угодьи». Закладная кабала О. JI. Кулика интересна еще тем, 361
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz