Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

ГЛАВА ВТОРАЯ На Усть-Ниве реке 1. « ...ДЛЯ ЛОПСКОГО КРЕЩЕНЬЯ» На северо-западном побережье Белого (Студеного) моря издавна обитало племенное объединение коренных жителей Кольского Севера — «лешая лопь» (лешая, то есть лесная) — нынешние саамы, или лопари. Морской залив по имени реки Канды, впадающей в его оконечность, лопари нарекли Кан- далахти («Кандский залив»). Русские поселенцы стали его называть Кандалакшской губой. С XII века лешая лопь платила дань Новгороду, устано­ вившему свою власть на беломорском Севере. В 1478 году вся Лопская земля перешла во владение московского князя. Никакой постоянной администрации в крае не существова­ ло. Уплатив годовую дань мехами, лопари (в ранних доку­ ментах они чаще именовались «лоплянами» или «лопью») считали себя независимыми. Долгое время лопари оставались язычниками. Они веро­ вали в своих богов и духов, от которых, по их представле­ ниям, зависел успех на промысле и ход дел в повседневной жизни. Но в 1523 году в соседней Финляндии шведский король Густав Ваза стал энергично насаждать лютеранство, которое на Руси рассматривали как опасную ересь — учение, подрывавшее устои православной церкви и государственного строя. Главным оплотом православия в западном Беломорье являлся Соловецкий монастырь, построенный в 1429— 1436 го­ дах. Чтобы воспрепятствовать проникновению лютеранства в среду российских лопарей, духовные власти послали в их земли соловецких монахов проповедовать православную веру. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz