Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

двор строючи и в съезжую избу подьячего, и сторожа, и дрова, и заплечного мастера и в тюремные сторожи оплачи­ ваем... животов убыли (обедняли. — И. У.) и промыслов своих отстали, и в твоих, великого государя, податях днем стоим на правеже, а ночью сидим в тюрьме и помираем голодною смертию, и разорились совсем, и подати платить стало нечем, и подвод ставить некому...» В челобитной 1698 года печенгские старцы писали, что «их трудники стоят на правеже» напрасно, так как по царской жалованной грамоте 1675 года «дани и оброку... платить им не велено». Любопытная деталь: на правеже стоят не сами монахи, а монастырские трудники — люди, пришедшие из разных мест «потрудиться» в монастыре в надежде на божью милость. Выводимых на правёж били батогами (палками) по ногам, иногда не один раз в сутки. В июле 1703 года правили подымные деньги (подворный налог) с саамов Нотозерского и Сонгельского погостов. Один из наказанных — Михаил Бородин — на розыске (следствии) рассказывал: воевода Дмитрий Унковский «перед приказною избою велел их бить на правежи... А стояло их на правеже человек с двадцать, и на правёж выводили в один день трижды, а в приказе сидели попеременно по четыре человека в день со обоих погостов три дни... И оне, лопари, те денги с правежу платили...» Правежи чинили не только в Коле, но и в саамских селениях, причем посланные воеводой сборщики податей и пошлин иногда вторгались и в монастырские вотчины, ко­ торые не подлежали ведению кольской администрации. Так, стрелец Степан Расторгуев, вернувшись в декабре 1703 года из поездки «по лопарям», докладывал: «И мы, приехав, стали им, семиостровским лопарям, говорить и на правеж их, лопарей, ставить к платежу полуполтинных денег» (по двадцать пять копеек с жилища), но лопари «учинились нам в платежу том силны» (непослушны), заявив: «Мы де пла­ тить... в Кольской острог не будем — не велели нам власти Воскресенского монастыря». Хотя на правеже зачастую били «милосердно», не калеча людей, каждый стремился избежать этого лиха. Через род­ ных и приятелей искали «благодетеля» — состоятельного человека, который бы внес требуемые деньги под обязатель­ ство отработать долг на промыслах кредитора или вернуть 338

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz