Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

монастырские вотчины, и крепостное право, пусть в смяг­ ченном варианте, существовало. Остальная масса трудового населения (черносошные крестьяне, посадские люди, лопа­ ри) находились в «государевом тягле» — несли повинности феодальному государству. Кольский Север являлся частью самодержавно-крепостнической России. А часть всегда несет свойство целого. На Кольской земле действовали те же законы, что и в центральной России. Одним из характерных явлений средневековой Руси было повсеместное распространение правежей. «Править» — означало взыскивать долги путем истяза­ ний. Посредством правежа взыскивали недоимки по уплате податей и сборов, удовлетворяли денежные иски по судеб­ ному решению. Правеж применялся и как наказание за бесчестие (оскорбление). От правежей не были избавлены и дворяне — несостоятельные должники, но чаще всего на правеж выводили неимущих налогоплательщиков. Правеж производился публично — в присутствии жите­ лей, обычно на площадке возле съезжей избы (судебного учреждения) или приказа (воеводской канцелярии). Для битья людей существовала штатная должность палача, или, как тогда говорили, «заплечного мастера». В XVII веке вывод на правеж практиковался часто и никого не удивлял. Временами он носил столь массовый характер, что буквально стон стоял на Руси. Например, в первой половине 1648 года, когда после отмены пошлины на соль налоги взимали сразу за два-три года. В годы бедствий — неурожаев, затяжных войн, моров (большой смертности во время эпидемий) — правежи не прекращались. В Москву потоком шли жалобы на непосиль- ность налогового бремени и жестокость чинимых правежей. Но правительство требовало уплаты «государевых доходов» в полном объеме и в установленный срок. «Москва слезам не верит!» — говорил народ. В архивах сохранилось много челобитных (прошений), следственных материалов и других записей XVII — начала XVIII века, в которых речь идет о правежах. О чем «плакались», чем возмущались, о чем просили давно ушедшие из жизни люди? «Мы, — писали кольские посадские люди и монахи царю Алексею Михайловичу в апреле 1665 года, — ...воеводской 22 Зак. 78 337

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz