Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

стремясь пресечь распространение оппозиционных сект, и посылало в места поселений старообрядцев карательные отряды, хватало вожаков, увещевало рядовых отступников. Наиболее фанатичные приверженцы древнего благочестия уходили в глухие леса, а при появлении воинских команд сжигали себя. В мученической смерти они видели залог спасения своих душ. На Кольском Севере старообрядчество не получило широкого распространения. По официальной статистике, во всем уезде числилось не более двух-трех раскольников. Однако многие поморы, считая себя правоверными, посещая церковь и исповедуясь у священников, частично придержи­ вались древнего благочестия. К. А. Соловцов, составивший в 1861 году описание быта жителей Лапландии, отмечал: «Коляне вообще набожны; каждый праздник церковь Божия полна народа... В целой Коле нет ни одного раскольника... но все вообще имеют привязанность к иконам старинного письма, и все, без исключения, знаменуются двухперстным крестом, почитая его истинным». А ведь за это в XVII веке сжигали на костре! Прочнее всего старообрядчество укоренилось в Канда­ лакше и ее окрестностях. Писатель В. И. Немирович-Дан­ ченко в 1873 году беседовал в Кандалакше с местным крестьянином Никитой Мостовиковым, отнюдь не старове­ ром. Но он признавал только «осмиконечный крест», ссы­ лаясь на какую-то книгу, по-видимому раскольничье сочинение, говорил, что табак и кофе — «это грех и пагуба для души», считал, что нельзя, моясь в бане, хлестаться веником — «угождать плоти». Кандалакшский священник Василий Рябов в 1909 году писал, что две трети его прихожан не являются на исповедь и причастие, «все крестятся двухперстно, предпочитают молиться перед старыми иконами, служить по старым книгам». Среди раскольников было много грамотных. Однако круг их чтения ограничивался в основном дониконианскими книгами и сочинениями расколоучителей. В старообрядче­ ских обителях старательно переписывали древнерусские книги. Благодаря этому до нас дошли некоторые ценные произведения русской словесности. 30

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz