Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

посуде, саамы не делали различий между собой. «Все вооб­ ще, как имущие, так и неимущие лопари, — отмечали авторы "Описания" 1785 года, — ...имеют ставцы и блюдье деревянные, а пищу варят в медных котлах». В ответ на вопрос, какими болезнями страдают и часто ли болеют, лопари говорили: «Бывают только горячки, да и то редко, оспа и корюха приходят лет через двадцать и тридцать... а цынги у них не бывает». На тот же вопрос русские крестьяне села Поноя отвечали, что «бывает и цынга». Как известно, причиной цинги является недостаток в продуктах питания витамина С. Болели цингой полярные путешественники, зимовщики-промысловики, жители Край­ него Севера, из-за отсутствия овощей нередко всю зиму питавшиеся одной рыбой. Но цинга поражала не всех подряд. Современный иссле­ дователь по этому поводу пишет: саамы не страдали цингой «ввиду повседневной привычки есть сырое мясо и пить горячую оленью кровь». Хорошее объяснение, но не вполне верное: саамы не могли есть мясо «повседневно». Церковь запрещала употреблять мясо в посты, а они были продолжи­ тельными: Рождественский пост длился с 15 ноября до 25 де­ кабря (по старому стилю), а Великий — семь недель и приходился на конец зимы и начало весны — самое трудное в смысле пропитания время. Н. Я. Озерецковский, обстоя­ тельно изучавший российскую Лапландию в 1771— 1772 го­ дах, отмечал «усердие» лопарей к православной вере: «Мно­ гие из них по большим праздникам приходят в Колу един­ ственно для того, чтобы слушать Божью службу», постов они не нарушают, и только терские лопари едят куропаток, но делают это «не из дерзости», а по своему разумению, считая их постной пищей («летучей рыбой»). По примеру саамов сосновую кору употребляли в пищу в скудные годы и русские крестьяне — кандалакшане, варзужане и ковдяне. Отправляясь промышлять на Шпиц­ берген или Новую Землю, поморы и коляне обязательно брали помимо обычных продуктов (муки, крупы, масла растительного и коровьего, толокна и т. п.), солод, каднее молоко, сосновые шишки, а «паче ж всего морошку, которая почитается за наилучшее предохранительное средство от цынги». 335

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz