Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

пор над ним тяготеет какая-то роковая судьба, проклятие злого духа. Мореходы с древнейших времен приносили ему жер­ твы. В 1496 году из Холмогор в Данию ехал морем русский посол Григорий Истома, который позднее поведал ав­ стрийцу С. Герберштейну о том, что когда судно прошло Святой Нос, противные ветры не позволили следовать дальше. Кормщик сказал, что надо умилостивить «скалу», чтобы продолжить плавание. Истома попрекнул морехода за пустое суеверие. Через несколько дней подул попутный ветер, при этом кормщик признался, что ночью он тайно взобрался на утес и насыпал на камень овсяной муки, смешанной с маслом. В 1557 году английский путешественник и картограф Антоний Дженкинсон записал в своем судовом журнале: «7 июля прибыли мы к мысу, называемому Святой Нос... У этого мыса лежит большой камень, которому проходящие лодьи обыкновенно приносят в жертву масло, муку и другие припасы, полагая, что в случае отказа в этом приношении лодьи и другие суда должны погибнуть, что часто и случа­ лось». В конце XVIII века восточный Мурман обследовал архангельский вице-губернатор Антон фон Пошман. Близ Святого Носа, писал он, «есть камень, Воронухо называе­ мый»; между ним и берегом — сильное морское течение. Удалые и смелые поморы на веслах проходят здесь, «только великой опасности подвергаются, потому что хоть немного оплошают, то тотчас угащит в сию струю». Не только прибрежные воды, но и сам берег с его ущельями и крутыми скалами таил опасность. «Сии места, — продолжает По­ шман, — у лопарей называются Пропащие, потому что... сии щели непроходимые... лопари, иногда заехав зимою в сии места, пропадают; да и оленей очень много здесь погибает». Старинное поверье, что в скалах Мурмана обитает злокозненный дух, бытовало долго. В конце XIX века на Мурмане находился морской офицер Н. В. Максимов, он был удивлен обилием крестов на берегах. Большинство их указывало входы в бухты и выходы из становищ, но некото­ рые стояли так, что не могли служить навигационными знаками. На вопрос, зачем они воздвигнуты, поморы отвеча­ ли: «Старики выгоняли этими крестами злых духов со скал». 319

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz