Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
морскую компанию. Ей покровительствовал министр ком мерции граф Н. П. Румянцев, по ходатайству которого правительство «даровало для нужд компании Екатеринин скую гавань» и предоставило большие привилегии. Акцио нером компании стал и царь Александр I. Компания, располагая капиталом в четыреста сорок четыре тысячи рублей, построила в Екатерининской гавани все необходимое для деятельности — пристань, жилые и производственные помещения, склады, ремонтные мастер ские и т. д., завела промысловые корабли, наняла специа листов и рабочих. Но международные события (наполе оновские войны, континентальная блокада) затрудняли тор говые операции, а затем губительно коснулись и самой компании. В 1806 году французы уничтожили «только что отстроенный китоловный корабль Беломорской компании... при самом выходе из Кольской губы». А 7 мая 1809 года английский корвет разорил базу компании в Екатеринин ской гавани. Англичане захватили 10 промысловых и транс портных судов, 7862 пуда ржаной муки, 5318 пудов соли, 6526 пудов рыбы, а также порох, свинец и различное имущество. В 1813 году, обанкротившись, компания прекра тила существование. В начале 90-х годов XIX века встал вопрос о создании Северного флота и военно-морской базы для него. Предсто яло выбрать место для портового города. Архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгардт рекомендо вал незамерзающую Екатерининскую гавань. Для осмотра местности летом 1894 года на Мурман прибыл министр финансов С. Ю. Витте. Вот его впечатления: «Замечательная гавань как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности... Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел». Вместо военно-морской базы правительство Николая II решило соорудить в Екатерининской гавани «коммерческий порт» и выделило для этого четыреста тысяч рублей. В 1896— 1899 годах в южной части Екатерининской гавани русские и норвежские рабочие соорудили набереж ную, пристани, рельсовую и шоссейную дороги, водопровод, бассейн с пресной водой, пакгаузы, мастерские, склады, сорок деревянных домов, различные службы. Торжественное открытие города состоялось в Иванов день — 24 июня 1899 года. На церемонии присутствовали 306
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz