Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

морскую компанию. Ей покровительствовал министр ком­ мерции граф Н. П. Румянцев, по ходатайству которого правительство «даровало для нужд компании Екатеринин­ скую гавань» и предоставило большие привилегии. Акцио­ нером компании стал и царь Александр I. Компания, располагая капиталом в четыреста сорок четыре тысячи рублей, построила в Екатерининской гавани все необходимое для деятельности — пристань, жилые и производственные помещения, склады, ремонтные мастер­ ские и т. д., завела промысловые корабли, наняла специа­ листов и рабочих. Но международные события (наполе­ оновские войны, континентальная блокада) затрудняли тор­ говые операции, а затем губительно коснулись и самой компании. В 1806 году французы уничтожили «только что отстроенный китоловный корабль Беломорской компании... при самом выходе из Кольской губы». А 7 мая 1809 года английский корвет разорил базу компании в Екатеринин­ ской гавани. Англичане захватили 10 промысловых и транс­ портных судов, 7862 пуда ржаной муки, 5318 пудов соли, 6526 пудов рыбы, а также порох, свинец и различное имущество. В 1813 году, обанкротившись, компания прекра­ тила существование. В начале 90-х годов XIX века встал вопрос о создании Северного флота и военно-морской базы для него. Предсто­ яло выбрать место для портового города. Архангельский губернатор Александр Платонович Энгельгардт рекомендо­ вал незамерзающую Екатерининскую гавань. Для осмотра местности летом 1894 года на Мурман прибыл министр финансов С. Ю. Витте. Вот его впечатления: «Замечательная гавань как по своему объему, полноводью, так и по своей защищенности... Такой грандиозной гавани я никогда в своей жизни не видел». Вместо военно-морской базы правительство Николая II решило соорудить в Екатерининской гавани «коммерческий порт» и выделило для этого четыреста тысяч рублей. В 1896— 1899 годах в южной части Екатерининской гавани русские и норвежские рабочие соорудили набереж­ ную, пристани, рельсовую и шоссейную дороги, водопровод, бассейн с пресной водой, пакгаузы, мастерские, склады, сорок деревянных домов, различные службы. Торжественное открытие города состоялось в Иванов день — 24 июня 1899 года. На церемонии присутствовали 306

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz