Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

В тот же день Мавру привели в воеводскую канцелярию и в присутствии иіумена Кандалакшского монастыря Иоа- сафа, двух кольских священников и дьякона подвергли испытанию в вере. Раскольница заявила, что «ныне церкви нет». Она отказалась слушать поучения священников, назы­ вала их «волками» и «слепыми попами». Тогда «воевода Зот Иванович Полозов велел ее сковать в цепь и посадить за решетку». 9 января 1684 года Мавру снова вызвали на допрос, который проводился уже без духовных лиц, одними приказ­ ными людьми, с применением различных методов устраше­ ния «с великим пристрастием». Свой отказ от исполнения установленных обрядов Мавра мотивировала тем, что «ее отец духовный бывший протопоп Аввакум, который преж служил на Москве у церкви Казанской богородицы ...в церковь ходити... не велел» и, поучая, «многажды» называл церковь сонмищем отступников от веры, а Патриарха Ни­ кона — антихристом. С Аввакумом Мавра познакомилась в девичестве, когда ходила к нему на исповедь в село Лопатищи Нижегородского уезда, и он с нею неоднократно беседовал; позднее постоян­ но встречалась с ним в Москве, по возвращении протопопа из сибирской ссылки «исповедывалась у него на духу и с мужем своим Мартынком... в дому у боярыни у Федосьи Прокофьевны Морозовой, а не в церкви. А она, — говорила Мавра на допросе, — в тот дом вхожа была по знакомству исстари. И заклинал он, Аввакум, ей и иным детям духовным своим, хто у него был на духу, чтоб они по новоисправным книгам пения не слушали и в церковь ходить и трема персты на себе знамения крестного полагать и во всем священникам покарятися не велел же, хотя же станут и мучить вас до смерти, и за то де вам будут венцы». После отправки Аввакума в пустозерскую ссылку (1667) Мавра вместе с другими старообрядцами продолжала посе­ щать дом боярыни Морозовой, исповедовалась у последова­ теля Аввакума священника Полиевкта, которого потом «в Бо­ ровске сожгли с четырнадцатью человеки», и он ей также наказывал не принимать церковных новшеств. Поэтому она, Мавра, «по их, отцов духовных, веленью в церковь Божию нейдет и... церкви Божией не повинуется, хотя де ныне и смертью казнят, она де к тому готова». 27

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz