Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

вич-Данченко, посетивший Еретики в 1873 году, насчитал в бухте до двадцати шхун и лодей и шестьдесят шняк. Еретики в летнее время привлекали промышленников обилием пес­ чанки — червя, который служил наживкой при лове трески. Новую страницу в историю становища вписала «кито­ бойная лихорадка», порожденная на Севере успехами нор­ вежских промышленников. В 1870 году Мурман посетила эскадра вице-адмирала К. Н. Посьета (корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Секстан»), На «Варяге» находился «царственный моряк», сын Александра II, великий князь, двадцатилетний генерал- адмирал Алексей, 21 июля «августейший путешественник» осмотрел Еретики, где находилось в это время двадцать поморских шхун и лодей, а на другой день высокие гости прибыли в Вадсё, на предприятие Фойна — изобретателя китобойной пушки и крупного промышленника. Ознаком­ ление с норвежским предприятием навело великого князя на мысль создать «Первую Северную русскую китобойную компанию». Он организовал среди своего окружения под­ писку на её учреждение, которая дала пять тысяч рублей. Ответственным распорядителем предприятия согласился стать за десять процентов его прибыли кольский купец Мартемьян Андреевич Базарный. Местом устройства пред­ приятия выбрали становище Еретики. Но дело не пошло. Правительство отказало в выдаче субсидии (учредители просили сто тысяч рублей — по десять тысяч рублей ежегодно в течение десяти лет); желающих рисковать капиталами не нашлось. Базарный вскоре умер. Компания рухнула. Десять лет спустя за организацию китоловства взялся Герман Федорович Гёбель — ученый-орнитолог, изучавший на Мурмане «царство птиц». Ему слово. «Первый русский китобойный завод, — писал Гёбель в своей книге "Наша Лапландия", — устроен был мною в Еретиках в 1882 году... Китов промышляли при помощи специально приспособлен­ ных пароходов, особого китобойного типа. Стреляли китов из пушек гарпунами с навинченными на них разрывными гранатами. Благодаря особенной конструкции, гарпун, по­ павший в кита, одновременно соединял его с пароходом при помощи толстого троса; если же почему-либо фаната не взрывалась, то раненого зверя добивали со шлюпок пиками... Убитого кита буксировали к заводу, где из снятого с него 301

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz