Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
вич-Данченко, посетивший Еретики в 1873 году, насчитал в бухте до двадцати шхун и лодей и шестьдесят шняк. Еретики в летнее время привлекали промышленников обилием пес чанки — червя, который служил наживкой при лове трески. Новую страницу в историю становища вписала «кито бойная лихорадка», порожденная на Севере успехами нор вежских промышленников. В 1870 году Мурман посетила эскадра вице-адмирала К. Н. Посьета (корвет «Варяг», клипер «Жемчуг», шхуна «Секстан»), На «Варяге» находился «царственный моряк», сын Александра II, великий князь, двадцатилетний генерал- адмирал Алексей, 21 июля «августейший путешественник» осмотрел Еретики, где находилось в это время двадцать поморских шхун и лодей, а на другой день высокие гости прибыли в Вадсё, на предприятие Фойна — изобретателя китобойной пушки и крупного промышленника. Ознаком ление с норвежским предприятием навело великого князя на мысль создать «Первую Северную русскую китобойную компанию». Он организовал среди своего окружения под писку на её учреждение, которая дала пять тысяч рублей. Ответственным распорядителем предприятия согласился стать за десять процентов его прибыли кольский купец Мартемьян Андреевич Базарный. Местом устройства пред приятия выбрали становище Еретики. Но дело не пошло. Правительство отказало в выдаче субсидии (учредители просили сто тысяч рублей — по десять тысяч рублей ежегодно в течение десяти лет); желающих рисковать капиталами не нашлось. Базарный вскоре умер. Компания рухнула. Десять лет спустя за организацию китоловства взялся Герман Федорович Гёбель — ученый-орнитолог, изучавший на Мурмане «царство птиц». Ему слово. «Первый русский китобойный завод, — писал Гёбель в своей книге "Наша Лапландия", — устроен был мною в Еретиках в 1882 году... Китов промышляли при помощи специально приспособлен ных пароходов, особого китобойного типа. Стреляли китов из пушек гарпунами с навинченными на них разрывными гранатами. Благодаря особенной конструкции, гарпун, по павший в кита, одновременно соединял его с пароходом при помощи толстого троса; если же почему-либо фаната не взрывалась, то раненого зверя добивали со шлюпок пиками... Убитого кита буксировали к заводу, где из снятого с него 301
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz