Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
По сведениям церковных историков, это «святое место» никогда не было в забвении: близ могилы Трифона жили «благочестивые насельники и старицы». В 1857 году духовное ведомство открыло здесь отдель ный от Печенгского «приход при Сретенской церкви». Это подняло значение Трифоновой пустыни. В связи с 300-летием со дня кончины святого Трифона Синод принял решение о возобновлении монастыря на реке Печенге. 16 июля 1886 года в Трифонову пустынь, отстояв шую от окончания Печенгской губы на пятнадцать верст, прибыла первая партия соловецких монахов для устроения обители. Здесь стояла ветхая церковь, маленький домик для причта, четыре лопарских тупы (избушки), в одной из которых жил семидесятилетний сторож. Пустынь с церко вью и жилыми постройками занимала четырехугольный участок в периметре около двух верст, ограниченный «с севера и востока реками Маною и Печенгою, а с юга и запада горами. Площадь эта была сплошное болото, с сопкообразными горушками, имевшее в некоторых местах трясины до двух сажен глубины». Монахи отремонтировали церковь, очистили и поднови ли иконы, приступили к прокладке дороги к Трифонову ручью, куда приставали рейсовые пароходы. 11 сентября 1895 года Комитет министров постанови перенести Трифоно-Печенгский монастырь к Печенгской іубе, а «при Сретенской церкви, как месте упокоения основателя Печенгского монастыря преподобного Трифона, устроить скит того монастыря». Однако вместо скита фак тически возникло отделение монастыря. В 1900 году в пустыни стояло одиннадцать домов и четырнадцать нежилых строений. Поток паломников с развитием пароходства по стоянно возрастал. В 1913 году «святое место» посетили 1436 человек, в том числе 25 туристов, 60 человек «интел лигентной публики», 42 норвежца. В 1917 году паломников насчитывалось 3650. Известность и слава Трифона как святого чудотворца вышла за пределы Кольского Севера. В церковной литературе его называли «благодатным светиль ником», «благовестником Христовым»; лопари считали его «крестником Господа Бога». Посещавшим Печенгу бого мольцам и странникам показывали реликвии: «слиток камня, кирпича и глины с вплавленною человеческою кос 294
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz