Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

По сведениям церковных историков, это «святое место» никогда не было в забвении: близ могилы Трифона жили «благочестивые насельники и старицы». В 1857 году духовное ведомство открыло здесь отдель­ ный от Печенгского «приход при Сретенской церкви». Это подняло значение Трифоновой пустыни. В связи с 300-летием со дня кончины святого Трифона Синод принял решение о возобновлении монастыря на реке Печенге. 16 июля 1886 года в Трифонову пустынь, отстояв­ шую от окончания Печенгской губы на пятнадцать верст, прибыла первая партия соловецких монахов для устроения обители. Здесь стояла ветхая церковь, маленький домик для причта, четыре лопарских тупы (избушки), в одной из которых жил семидесятилетний сторож. Пустынь с церко­ вью и жилыми постройками занимала четырехугольный участок в периметре около двух верст, ограниченный «с севера и востока реками Маною и Печенгою, а с юга и запада горами. Площадь эта была сплошное болото, с сопкообразными горушками, имевшее в некоторых местах трясины до двух сажен глубины». Монахи отремонтировали церковь, очистили и поднови­ ли иконы, приступили к прокладке дороги к Трифонову ручью, куда приставали рейсовые пароходы. 11 сентября 1895 года Комитет министров постанови перенести Трифоно-Печенгский монастырь к Печенгской іубе, а «при Сретенской церкви, как месте упокоения основателя Печенгского монастыря преподобного Трифона, устроить скит того монастыря». Однако вместо скита фак­ тически возникло отделение монастыря. В 1900 году в пустыни стояло одиннадцать домов и четырнадцать нежилых строений. Поток паломников с развитием пароходства по­ стоянно возрастал. В 1913 году «святое место» посетили 1436 человек, в том числе 25 туристов, 60 человек «интел­ лигентной публики», 42 норвежца. В 1917 году паломников насчитывалось 3650. Известность и слава Трифона как святого чудотворца вышла за пределы Кольского Севера. В церковной литературе его называли «благодатным светиль­ ником», «благовестником Христовым»; лопари считали его «крестником Господа Бога». Посещавшим Печенгу бого­ мольцам и странникам показывали реликвии: «слиток камня, кирпича и глины с вплавленною человеческою кос­ 294

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz