Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
отразить наступление карельского ратника. В знак победы над «немцами» Валит поставил «на Варенге, на побоище немецком, где Варенгской летний погост», камень в высоту от земли «более косые сажени, а около его... городовой оклад в 12 сажен... А тот камень... и по сей день слывет Валитов камень... А меж Печенги и Паз реки... есть губа морская ...а осредь ея остров камен высок... тут у него для крепости... место было». Другое укрепление Валит имел в Коле — «обложено каменьем... тем же обычаем». В какой мере можно доверять этому позднейшему ис точнику? Без письменной фиксации события прошлого постепен но стираются в человеческой памяти. «Правдивые сказанья» в устной передаче дополняются элементами фантастики, обрастают всякими домыслами. Неудивительно поэтому, что образ победителя «немцев» на Мурмане выглядит несколько легендарным. Валит, например, положил «на славу свою» камень высотою более косой сажени (216 см), «принесши к берегу своими руками». Это напоминает эпос о богатырях. Едва ли соответствует действительности сообщение о суще ствовании у Валита военного укрепления в Коле. Похоже, что в устье реки Колы находился выложенный из валунов лабиринт — культовое сооружение первобытной эпохи, которое, по словам старожилов, было «развалено, как острог делали» (то есть в 1583— 1584 годах). Такие каменные кладки встречаются во многих местах по побережью Коль ского полуострова близ рыболовных тоней. Вместе с тем предание содержит некоторые реалии: обрисован внешний облик Валита («собою он был доро ден»), отмечен его воинственный характер («к рати необыч ный охотник»), указано место погребения: «положен в Кореле на посаде» (Корела — ныне город Приозерск). Слово «валит» на карельском языке означает «избранный» — выбранный людьми предводитель, старейшина, управитель. Запись предания была сделана в связи с претензиями Дании на земли, населенные саамами. Русское правительство в конце XVI века не располагало точными сведениями о том, когда и как они вошли в состав новгородских владений. Решили обратиться за разъяснением к лапландским стари кам. Рассказанное ими предание о Валите использовалось московскими дьяками для обоснования прав России на 282
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz