Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
В январе 1668 года на «вечную» ссылку в Кольский острог осудили свияжского подьячего Ивана Матвеевича Красулина. У него нашли тридцать шесть книг, в том числе двадцать — подозрительных, не «московского выходу печа ти». Часть их, а также его собственные рукописи по приказу царя сожгли. У Красулина отобрали восемь человек крепост ных слуг, но разрешили взять с собой имущество и незапре- щенные книги. Кольскому воеводе И. Я. Эверлакову было предписано отдать ссыльного с женой и тремя детьми «в по сад в тягло ...бумаги и чернил держать ему у себя не велеть». Вопреки запретам Красулин, живя в Коле, проповедовал древнее благочестие и распространял раскольничьи сочинения (например «Виноград Российской»). Его писания «о стра дальцах от Никона» доходили даже до Сибири. В 1676 году за приверженность к старообрядчеству в Колу сослали группу московских стрельцов Приказа пол ковника Юрия Лутохина — Мартына Васильева, Прокофия Ледуношникова и других, им велено было нести стрелецкую службу в Кольском остроге. Как и следовало ожидать, вскоре ростки раскола обна ружились и среди колян. В феврале 1682 года местный дьякон Иван Григорьев подал воеводе Василию Эверлакову (сыну прежнего воеводы И. Я. Эверлакова) «извет» на кольского стрельца Ивана Семеновича Самсонова, что он крестится по-раскольничьи «двумя персты», а троеперстие называет «антихристовой печатью». Ивана Самсонова схватили и подвергли допросу. На пытке, после пятнадцати ударов кнутом, он сказал, что его учил называть троеперстие «антихристовою печатью Про- нька Макарьев, который сослан с Москвы в Кольской острог... и живет на подворье у ссыльного человека у Мартынки Васильева, да к нему ж, Мартынку, для учения приходит кольский стрелец Матюшка Левонтьев прозвище Кеда». Иван Самсонов заявил, что он «впредь тремя первыми персты воображать на лице крестного знамения не хочет». Его заковали «в железа» и посадили «в съезжей избе за решетку», а названных им лиц тотчас арестовали. На допро сах Прокофий Макарьевич Ледуношников и Мартын Васи льев говорили: «Ныне де антихрист на земле, а житие его антихристово ныне, где христианство мучат. А Матюшка 22
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz