Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
на корге» к северо-западу от Кладбищенского острова, «крест на горе Соловараке» и т. д. Крест, воздвигнутый в 1635 году, по-видимому, в честь Варлаама Керетского, ориентиром не служил. По церковным сведениям, первоначально он стоял возле судовой пристани. Но после того как в последней четверти XVIII века река Кола изменила течение и устремилась вправо от Кладбищенского острова, крест перенесли в так называемое Верховье, к часовне Всемилостивого Спаса. В «Описании города Колы», вышедшем в 1830 году, М. Ф. Рейнеке сообщает: «большой деревянный крест», поставленный на берегу старого устья реки Колы, жители «тщательно сохраняют под крышею». В XIX веке уже никто из колян не мог точно сказать, по какому поводу и кем был сооружен этот поклонный крест. В. Н. Харузина, посетившая Колу в 1887 году, отметила две местные святыни: очень древнюю, «всеми почитаемую икону Св. Троицы» и «старинный крест под навесом», стоящий возле «часовенки во имя Спаса Милос тивого». «По кольскому преданию, — писала исследователь ница, — он был поставлен собственноручно Варлаамием Керетским, святым, очень почитаемым на всем Севере». Кола являлась сборным пунктом для рыбаков, занимавших ся весенними промыслами на Мурмане. Сюда ежегодно в марте сходилось со всего непашенного Поморья до двух—трех тысяч человек. Около трети из них придерживались «старой веры», не посещали церковь, предпочитали молиться у древнего, дониконианского креста, сооруженного, как они думали, их земляком — святым Варлаамом Керетским. Для лова трески на Мурмане применялась очень длинная снасть — ярус, протяженностью в несколько километров. Рыбацкие лодки (шняки, карбасы, тройники) стояли «на ярусах» вдали от берега по шесть—двенадцать часов. Иногда погода быстро менялась, почти внезапно налетал штормовой ветер, и рыбаки гибли в морской пучине. В годовых «обзорах» о состоянии Архангельской губер нии постоянно фиксировались случаи невозвращения людей с промыслов. Так, в 1841 году погибло на море тринадцать судов и утонуло шестьдесят три человека. И по другим обзорам — примерно столько же. В отчете кольского исправника за 1887 год говорится: «Крушений судов у 250
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz