Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Гурий Иванович Волынцев в честь Варлаама Керетского за «исцеление» от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе П. В. Буторина, но Г. И. Во­ лынцев действительно в середине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле. Варлаам, согласно житийной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Из ревности он убил свою жену. Желая искупить грех, Варлаам сложил сан священника и с трупом жены плавал по морю на карбасе до тех пор, пока не получил прощение от Бога. По народному поверью, обретя чудодей­ ственную силу, возле Святого Носа Варлаам «заклял» чер­ вей, которые прогрызали днища судов, и тем навсегда избавил мореходов от величайшей опасности. Поморы счи­ тали Варлаама святым, приходящим на помощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствия на воде. Писателя С. В. Максимова в 1856 го­ ду поморы, провожая в плавание, напутствовали словами: «Смотри —- неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя... молитву свою Варлаамию Керетскому посылай... Пособляет». Церковь не канонизировала Варлаама как святого, но обращаться в молитвах к нему не запрещала. Варлаам не похож на божьих угодников. Исследователь «Жития Варлаама Керетского» доктор филологических наук JI. А. Дмитриев отмечал, что он не подвижник во славу веры, а «человек, совершивший тяжкое преступление, чело­ век с несчастной судьбой. Подвиг его — это не отшельни­ чество, не деяния, укрепляющие могущество церкви, а тяжкий повседневный труд на море». «Чудеса» Варлаама заключаются в том, что он вселяет силы, подбадривает терпящих бедствие на море: «Не плошитеся, Бог вас выне­ сет!» И впавшие в отчаяние рыбаки благополучно добира­ ются до берега. Люди в прошлом верили в Бога, надеялись на его милость, и на морских берегах стояло немало крестов — благодарственных (за спасение от смерти по обету), навига­ ционных (путевые ориентиры), надмогильных (в память о погибших). Около десятка крестов находилось близ Колы. В гидрографическом описании М. Ф. Рейнеке (1843) отме­ чены: «крест на краю мыса Елова», «высокий крест Долгий 249

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz