Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
Гурий Иванович Волынцев в честь Варлаама Керетского за «исцеление» от тяжкого недуга. Неизвестно, об этом ли кресте идет речь в рассказе П. В. Буторина, но Г. И. Во лынцев действительно в середине 30-х годов XVII века воеводствовал в Коле. Варлаам, согласно житийной повести, происходил из села Керети и во времена Ивана Грозного служил в Коле священником. Из ревности он убил свою жену. Желая искупить грех, Варлаам сложил сан священника и с трупом жены плавал по морю на карбасе до тех пор, пока не получил прощение от Бога. По народному поверью, обретя чудодей ственную силу, возле Святого Носа Варлаам «заклял» чер вей, которые прогрызали днища судов, и тем навсегда избавил мореходов от величайшей опасности. Поморы счи тали Варлаама святым, приходящим на помощь во время несчастий на море. К нему обращались с молитвой, когда терпели бедствия на воде. Писателя С. В. Максимова в 1856 го ду поморы, провожая в плавание, напутствовали словами: «Смотри —- неладное что выйдет тебе: поветерья что ли долго не будет, в бурю ли страх обуяет тебя... молитву свою Варлаамию Керетскому посылай... Пособляет». Церковь не канонизировала Варлаама как святого, но обращаться в молитвах к нему не запрещала. Варлаам не похож на божьих угодников. Исследователь «Жития Варлаама Керетского» доктор филологических наук JI. А. Дмитриев отмечал, что он не подвижник во славу веры, а «человек, совершивший тяжкое преступление, чело век с несчастной судьбой. Подвиг его — это не отшельни чество, не деяния, укрепляющие могущество церкви, а тяжкий повседневный труд на море». «Чудеса» Варлаама заключаются в том, что он вселяет силы, подбадривает терпящих бедствие на море: «Не плошитеся, Бог вас выне сет!» И впавшие в отчаяние рыбаки благополучно добира ются до берега. Люди в прошлом верили в Бога, надеялись на его милость, и на морских берегах стояло немало крестов — благодарственных (за спасение от смерти по обету), навига ционных (путевые ориентиры), надмогильных (в память о погибших). Около десятка крестов находилось близ Колы. В гидрографическом описании М. Ф. Рейнеке (1843) отме чены: «крест на краю мыса Елова», «высокий крест Долгий 249
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz