Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
обсуждения различных вопросов и происшествий. Чтение вслух давало возможность и неграмотным знать содержание некоторых книг. Лучше всего рукописные книги XVI—XVII веков сохра нились в тех селениях, где жили раскольники. На Кольском Севере — это район Кандалакши и Умбы. Немало книг обращалось в Коле и Варзуге. Но подавляющее большинство старинных рукописей до нас не дошло. Лишь ничтожная часть их попала в музейные собрания и научные библиотеки. На некоторых книгах есть надписи, свидетельствующие о принадлежности их жителям Кольского Севера. Особенно много книг погибло после революции в связи с отходом населения от религии. Когда ученые, разыскивавшие древ нерусские памятники письменности, в 1960 году прибыли в Кандалакшу, то на одном из чердаков они нашли множество сгнивших от сырости рукописных книг, которые распада лись даже от легкого прикосновения. Сейчас трудно пред ставить, сколько книг и какого содержания обращалось в то давнее время среди простого народа. В литературе русского средневековья преобладали книги религиозной тематики. К исходу XVII века Россия вступила в «новое время», в «век Просвещения». Рукописная книга стала вытесняться печатной. В допетровское время книго печатание почти исключительно использовалось для размно жения богослужебных пособий. Из четырехсот восьмидесяти трех книг разных названий, выпущенных государственной типографией в XVII веке, только семь (то есть 1,45 процен та) были светскими, предназначенными не для нужд церкви. Иное направление книгопечатание получило в начале XVIII столетия. С 1701 по 1724 год печатная продукция в России возросла в 18,6 раза, на долю религиозных книг уже прихо дилось лишь около 14 процентов. Главными проводниками церковной идеологии на Коль ском Севере являлись монастыри, во владении которых находилось более половины промысловых и сельскохозяй ственных угодий. Реформы Петра I подорвали экономиче скую силу монастырей, ослабили их влияние на массы. Передача церковных земель государству в 1764 году довер шила дело: местные монастыри исчезли, сторонние — ли шились вотчин и подворий на Кольской земле. 243
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz