Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

ского берега, монахи и ссыльные. Брали книги с собой из Москвы воеводы и их домочадцы. В 1644— 1646 годах воеводой в Коле был опальный князь Семен Иванович Шаховской, выдающийся писатель XVII века, который и здесь не расставался с книгами. В Кольский острог неоднократно ссылали людей знат­ ных и образованных, всякого рода «книжников». В 1668 году прибыл на поселение раскольник, свияжский подьячий Иван Матвеевич Красулин, который привез с собой двадцать книг: «Азбуку учебную», «Грамматику», «Месяцослов», «Патерик Печерский в лицах», «Псалтырь учебную», «Евангелие тол­ ковое», «Шестоднев», «Цветник», «Маргарит», «Ефрем Сирин» и другие. Находясь в Коле, Красулин занимался перепиской книг и старообрядческих сочинений. Одна из его рукописей — «Слово из книги глаголемыя Виноград Российской» — недавно найдена в Тобольске. В 1690 году на «вечное житье» в Колу прибыл сторонник свергнутой царевны Софьи окольничий Леонтий Романович Неплюев с дворовыми людьми. Перед смертью, последовавшей 4 июня 1698 года, он завещал «книги... отдать по нем, Леонтье, в монастыри и по церквам». Ясно, что книг у него было немало. В те далекие времена книгу бережно хранили. При пожарах ее спасали в первую очередь вместе с иконами и драгоценностями (на некоторых книгах хорошо видны следы огня). Рукописи заключали в крепкие «доски», обтянутые кожей и окованные металлом по углам (серебро, медь, жесть), держали их в наиболее безопасных местах. В одной из описей монастырского имущества в Коле читаем: «Под колокольнею анбар... в нем коробьи книг писмяных ветхих... 24: три соборника в десть в переплете... в них писаны жития святых, застежки и наугольники медные, литые»; в другой описи упоминается «сундук с печатными и писмяными книгами». Была ли доступна книга бедным и неграмотным людям? Конечно, эта часть населения гораздо меньше и иначе знакомилась с литературой, чем монастырские книжники и любители чтения из числа состоятельных поморов. В про­ шлом существовал обычай в долгие зимние вечера собирать­ ся для слушания рассказчиков и чтецов, а также для 242

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz