Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

основали Соловецкий монастырь», и о разных деяниях «чудотворцев», которые образованный путешественник по­ считал выдумками. В богатой и хорошо сохранившейся библиотеке Соловецкого монастыря нет какого-либо специ­ ального труда по истории Карелии и Лапландии. Во второй половине XVII века на Кольском Севере начинает распространяться культ Трифона Печенгского, причисленного церковью к лику святых. Рассказы о нем сначала бытовали в виде «малых книжиц». Неизвестные нам «благочестивые почитатели» Трифона объединили состав­ ленные вскоре после его кончины (15 декабря 1583 года) «писания краткие» в целостное «Житие», в предисловии к которому сказано: «Сию книгу приемши, подражай житель­ ству его, таковым бо нравом путь правый своего спасения соделаеши». До нас дошли три описи книг Кольско-Печенгского монастыря, составленные в XVIII веке: в описи 1754 года среди пятидесяти семи книг значатся «Житие преподобного Трифона», писанное в полудесть, и еще — «Служба и житие преподобного Трифона печенгского чудотворца, писана ус­ тавом». «Житие Трифона» состоит из рассказов об устроении обители и «просвещении» (христианизации) лопарей: «О хож­ дении в Великий Новгород милостыни ради»; о сотворении всяких чудес (изгнании медведя, спасении царя Федора Ивановича «от злого замышления» шведов и т. п.). Завер­ шается оно рассказами о событиях, происшедших после смерти Трифона: о нападении шведов на Печенгский монас­ тырь в 1589 году, убийстве иноков и трудников (ста шест­ надцати человек), сожжении построек и о переводе мо­ настыря в Колу. «Житие Трифона», в первичном варианте написанное «самовидцами» деятельности основателя Печенгского монас­ тыря, содержит ценные сведения о начале заселения Мурма- на русскими людьми, развитии промыслов, христианизации саамов и вовлечение их в сферу монастырского феодального хозяйства. «Народ лопарский», повествует «Житие», до прихода Трифона пребывал в идолопоклонстве; «жилища свои имяху по гористым и блатным (болотным. — И. У.) 239

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz