Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Значительное распространение на Кольском Севере имела житийная литература. Во многих списках обращалось «Житие преподобных Зосимы и Савватия». Это произведе­ ние, среди описаний разных «чудес», содержало историче­ ские сведения об основании Соловецкого монастыря и хозяйственном освоении Поморья. Первопоселенцы, расска­ зывается в книге, «землю копаху... дров множество секуще... и воду от моря черпаху... и соль варя, приготовляху и даяху горжником на куплю... на потребу монастырскую, и в прочих делех тружахуся... И тако кормяхуся». Вскоре они завели рыбные промыслы «за морем, в Умбе реце, растоянием от острова Соловецкого 500 верст, старец бе тамо ловя, Фотей именем». В другом рассказе говорится о поездке великокня­ жеского сборщика Андроника на реку Варзугу и далее «на Лопь дани брати». Новгородский архиепископ Иона, узнав в 1436 году о создании обители на далеком Севере, с удивлением восклик­ нул: «Да кто тамо может быти... близ земли Мурманской и Каянской?» (мурмане и каяне, то есть норвежцы и финны, часто нападали и разоряли русские селения в Поморье), но «уповая на Бога», дал подвижникам свое «святительское благословение» и «потребная на путь». В «Житии» утверждается, что Печенгский монастырь также возник благодаря поддержке соловецких иноков. Основание ему положили «два мужа не искусна» (вероятно, имеются в виду Трифон и Феодорит), которые «не во едино время, но единодушны быша». Их стараниями «устройся монастырь честен... на реце, глаголемой Печеньга, близ моря... от варяжского града, зовомого Варгав, яко 60 поприщ отстояще... в пустыни яко град сотворися». Оба они, осо­ бенно «великий первосельник», много претерпели «пакос­ тей» от бесов и от нападений «злых человек». Голландский купец Симон ван Салинген в 1568 году встретил в Кандалакше «русского философа» Феодора (по- видимому, Феодорита), который, по словам иноземца, «на­ писал историю Карелии и Лапландии». Вероятно, имелась в виду новая редакция «Жития Зосимы и Савватия» или подобное сочинение, ибо, давая пояснения гостю, Феодор рассказывал ему о том, как «святые Зосима и Савватий 238

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz