Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Крестьяне и посадское население Поморья в значитель­ ной мере отличалось от крепостного населения центральной России. Оно не знало помещичьей власти. На непашенном Севере не существовало характерной для земледельческих районов замкнутости и прикованности сельских жителей к узкому мирку своей округи. Занимаясь промыслами и тор­ говлей, поморы совершали дальние поездки, вступали в контакты с иноземцами и купцами других местностей, что расширяло их кругозор, способствовало приобретению книг и распространению культуры. В домах состоятельных помо­ ров книга не была редкостью. М. В. Ломоносов «вратами» своей учености называл книги, которые он, живя в деревне близ Холмогор, брал у знакомых крестьян. Поморы заключали письменные сделки, вели деловые записи и расчеты, выполняли казенные службы, требовав­ шие грамотности. Сельские дьячки за умеренную плату обучали детей чтению и письму. Почти все судовладельцы были грамотными. В Кандалакше по переписи 1782 года числилось 58 домов, в которых проживало 63 семьи — 297 человек (142 мужского и 155 женского пола); грамотные имелись в 24 дворах, всего 35 мужчин, то есть каждый второй промышленник. В целом по Кольской округе в 103 крес­ тьянских дворах насчитывалось 145 грамотных мужчин. По Терскому берегу на три-четыре двора приходился один гра­ мотный крестьянин. Еще выше была грамотность в городах. Какая же книга обращалась среди населения? Что чита­ ли жители Кольского Севера в феодальную эпоху? Количественно преобладали книги религиозного содер­ жания. В XVI—XVII веках в духовной жизни общества господствовала церковь, которая формировала мировоззре­ ние людей, заставляла верующих соблюдать «божественные заповеди», читать душеспасительную литературу. Каждая приходская церковь имела комплект богослужебных книг: Евангелие напрестольное, Апостол, Минеи, Часослов, две Триоди, Служебник, Требник, а также набор нравоучитель­ ной литературы для выдачи грамотным прихожанам. Несмотря на то, что с середины XVI века в России существовало книгопечатание, большинство книг в допет­ ровский период, судя по сохранившимся описям книжных собраний, было рукописным. В отличие от печатной руко­ 233

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz