Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
в 1892 году. — И. У.) и Успенская в Варзуге Кольского уезда, являются в буквальном смысле потрясающими, до того прекрасны их покойные, дивно-стройные и какие-то певучие облики». Такую же высокую оценку Успенской церкви («идеально красива... необычайно конструктивна») дал в 1912 году инженер А. А. Каретников. Действительно, сравнивая Успенскую церковь с другими аналогичными постройками, убеждаешься, что она является вершиной в развитии одноглавой шатровой формы. Автором этого превосходного творения по праву может считаться русский народ. В самом деле, все основные элементы и конструктивные приемы, использованные Климентом, были уже созданы многовековой практикой его предшественников: крещатое построение главного объема (центральный столп с четырьмя прирубами), висячая трехсторонняя галерея, ярусно-бочеч ное покрытие прирубов, теремковый пояс по восьмерику, прием постановки «восьмерик на четверике», повальное расширение восьмерика, стреловидный «верх» — шатер, шейные «воротнички», лемех и т. п. Строитель Успенской церкви должен был отыскать в богатой сокровищнице народного опыта наилучшие архи тектурные формы и приемы и воплотить их в новом, более совершенном варианте постройки. Незаурядный талант, отличное знание строительного дела, безупречный вкус, тонкое художественное чутье позво лили Клименту блестяще решить эту задачу. Он создал произведение классическое — непревзойденный образец одноглавой шатровой деревянной церкви, здание, сочетав шее в себе изящество, функциональную целесообразность, идейную направленность и долговечность. С необыкновен ной легкостью, стремительно взметнулось оно ввысь, строй ное, чистое, какое-то одухотворенное, немного напоми нающее зажженную свечу, стоящую в светильнике. Не случайно вид ее производил неотразимое впечатление на всех, кто знакомился с этим памятником старины. Деревянные церкви на Севере никогда не несли на себе колоколов. Каждый приход имел свою отдельную от храма звонницу. 226
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz