Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

одели горизонтальной обшивкой вместо прежней вертикаль­ ной, что ослабляло впечатление устремленности здания ввысь. Летом 1913 года церковь была заново окрашена: стены и шатер — белою краскою, фронтоны бочек и башенок — голубою, кровля на выступах и пристрое — мумиею (крас- но-коричневым цветом), главка — медянкою, а крест — кроном (желтым цветом); внутри церкви стены окрасили белилами, а пол и амвон (возвышение перед царскими вратами, с которого произносились проповеди) — желтою краскою. Если внешняя обшивка стен тесом еще в какой-то мере оправдывалась заботой о лучшей сохранности здания, то изменение внутреннего облика церкви ясно отражает стрем­ ление духовных властей изгнать из деревянных культовых построек народный художественный стиль. Вот что пишет по этому поводу видный исследователь старинного зодчества архитектор А. В. Ополовников: «Внут­ ренняя тесовая обшивка стен и потолков «вагонкой», выкра­ шенная масляными белилами, «обновленный иконостас», обильно «приукрашенный» всякого рода деталями, выпол­ ненными в формах, заимствованных из всех стилей прошло­ го, многочисленные бутафорские жестяные штампованные изделия фабричного производства — паникадило, подсвеч­ ники, лампады и прочая «благолепная» мишура — все эти нововведения были призваны прежде всего ошеломить вхо­ дящего показной театральной пышностью и блеском... Все, что роднило прежний интерьер церкви с интерьером жилой избы и соответствовало эстетическим вкусам народа — было вытравлено в процессе позднейших переделок». Несмотря на это, Успенская церковь, сохранившая свой первоначальный костяк , не утратила главного достоин­ ства — художественной цельности, стройности, простоты и монументальности. Не случайно знатоки севернорусского зодчества — после всех переделок — считают ее лучшей деревянной построй­ кой среди одноглавых шатровых церквей Русского Севера. Так, И. В. Евдокимов в своей монографии «Север в истории русского искусства» (1920) писал: «Среди всех замечатель­ ных сооружений северного зодчества такие церкви, как Климентовская в посаде Уна Архангельского уезда (сгорела 13 Зак. 78 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz