Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
одели горизонтальной обшивкой вместо прежней вертикаль ной, что ослабляло впечатление устремленности здания ввысь. Летом 1913 года церковь была заново окрашена: стены и шатер — белою краскою, фронтоны бочек и башенок — голубою, кровля на выступах и пристрое — мумиею (крас- но-коричневым цветом), главка — медянкою, а крест — кроном (желтым цветом); внутри церкви стены окрасили белилами, а пол и амвон (возвышение перед царскими вратами, с которого произносились проповеди) — желтою краскою. Если внешняя обшивка стен тесом еще в какой-то мере оправдывалась заботой о лучшей сохранности здания, то изменение внутреннего облика церкви ясно отражает стрем ление духовных властей изгнать из деревянных культовых построек народный художественный стиль. Вот что пишет по этому поводу видный исследователь старинного зодчества архитектор А. В. Ополовников: «Внут ренняя тесовая обшивка стен и потолков «вагонкой», выкра шенная масляными белилами, «обновленный иконостас», обильно «приукрашенный» всякого рода деталями, выпол ненными в формах, заимствованных из всех стилей прошло го, многочисленные бутафорские жестяные штампованные изделия фабричного производства — паникадило, подсвеч ники, лампады и прочая «благолепная» мишура — все эти нововведения были призваны прежде всего ошеломить вхо дящего показной театральной пышностью и блеском... Все, что роднило прежний интерьер церкви с интерьером жилой избы и соответствовало эстетическим вкусам народа — было вытравлено в процессе позднейших переделок». Несмотря на это, Успенская церковь, сохранившая свой первоначальный костяк , не утратила главного достоин ства — художественной цельности, стройности, простоты и монументальности. Не случайно знатоки севернорусского зодчества — после всех переделок — считают ее лучшей деревянной построй кой среди одноглавых шатровых церквей Русского Севера. Так, И. В. Евдокимов в своей монографии «Север в истории русского искусства» (1920) писал: «Среди всех замечатель ных сооружений северного зодчества такие церкви, как Климентовская в посаде Уна Архангельского уезда (сгорела 13 Зак. 78 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz