Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.

Колонны нижнего яруса иконостаса украшены сверху фигурами двух парящих ангелов с длинными трубами в руках. Над колоннами помещены резные позолоченные, высотою в 1 / з метра, фигуры апостолов: на левой колон ­ не — Павел с мечом и Евангелием, на правой — Петр, держащий в руке ключ от рая. В алтаре, куда имели доступ лишь посвященные служи­ тели культа, хранился запрестольный крест, который выно­ сился из церкви только во время всенародного крестного хода. На лицевой стороне креста изображено распятие Христа, на обратной — видимой идущей сзади толпе моля­ щихся — Христос с распростертыми руками, в которых он держал свитки с надписями: в одной — «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии и аз упокою», в другой — «Аз есмь воскресение и живот, всяк веруяй в мя не умрет». Обращает на себя внимание тот факт, что в оформлении Успенской церкви нет ничего мрачного и пугающего. Пре­ обладает мотив защиты и помощи Бога («Приидите — и упокою»). Обычно же в живописи церквей важнейшее место занимала идея наказания людей за грехи. Западная стена, как правило, или обставлялась иконами на тему о кончине мира и страшном суде, или расписывалась картинами муче­ ний грешников в аду. Подробно изображались разные мо­ менты «второго пришествия Христова»: трубный глас, восстание мертвых из фобов и утопленников из пучин морских, суд Божий, безысходное отчаяние грешников, низвержение их в геенну огненную, радость чертей, мучаю­ щих грешников, и т. д. Картины эти сопровождались над­ писями, вроде: «Окаянный, трепещу, помышляя о дне суд­ ном», «Плачуся деяний моих лукавых, како отвещеваю Бессмертному Царю, коим дерзновением воззрю на судию». В Успенской церкви отсутствует (или, по крайней мере, сильно приглушена) тема предстоящей расплаты на Страш­ ном суде. Церковь посвящена Богородице как гимн ее милосердию («О тебе, благодатная, радуется всякая тварь»). В художест­ венных образах отразилось народное убеждение, что трудо­ вой человек, не избалованный радостями жизни, терпеливый в своих несчастьях и страданиях, может рассчитывать на покровительство Божьей Матери — заступницы за род человеческий и надеяться на спасение. 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz