Ушаков, И. Ф. Избранные произведения : историко-краеведческие исследования. В 3 т. Т. 3. Кольская старина / И. Ф. Ушаков. - Мурманск : Мурманское книжное издательство, 1998. - 473, [1] с. : ил.
Колонны нижнего яруса иконостаса украшены сверху фигурами двух парящих ангелов с длинными трубами в руках. Над колоннами помещены резные позолоченные, высотою в 1 / з метра, фигуры апостолов: на левой колон не — Павел с мечом и Евангелием, на правой — Петр, держащий в руке ключ от рая. В алтаре, куда имели доступ лишь посвященные служи тели культа, хранился запрестольный крест, который выно сился из церкви только во время всенародного крестного хода. На лицевой стороне креста изображено распятие Христа, на обратной — видимой идущей сзади толпе моля щихся — Христос с распростертыми руками, в которых он держал свитки с надписями: в одной — «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененнии и аз упокою», в другой — «Аз есмь воскресение и живот, всяк веруяй в мя не умрет». Обращает на себя внимание тот факт, что в оформлении Успенской церкви нет ничего мрачного и пугающего. Пре обладает мотив защиты и помощи Бога («Приидите — и упокою»). Обычно же в живописи церквей важнейшее место занимала идея наказания людей за грехи. Западная стена, как правило, или обставлялась иконами на тему о кончине мира и страшном суде, или расписывалась картинами муче ний грешников в аду. Подробно изображались разные мо менты «второго пришествия Христова»: трубный глас, восстание мертвых из фобов и утопленников из пучин морских, суд Божий, безысходное отчаяние грешников, низвержение их в геенну огненную, радость чертей, мучаю щих грешников, и т. д. Картины эти сопровождались над писями, вроде: «Окаянный, трепещу, помышляя о дне суд ном», «Плачуся деяний моих лукавых, како отвещеваю Бессмертному Царю, коим дерзновением воззрю на судию». В Успенской церкви отсутствует (или, по крайней мере, сильно приглушена) тема предстоящей расплаты на Страш ном суде. Церковь посвящена Богородице как гимн ее милосердию («О тебе, благодатная, радуется всякая тварь»). В художест венных образах отразилось народное убеждение, что трудо вой человек, не избалованный радостями жизни, терпеливый в своих несчастьях и страданиях, может рассчитывать на покровительство Божьей Матери — заступницы за род человеческий и надеяться на спасение. 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz